Переход на новую схему позволит увеличить долю перерабатываемых отходов до 30%.
Как было и как стало
До 2022 года процесс утилизации мусора с дворовых площадок был раздроблен. Перевозчиков нанимали сами УК, рассказали Metro в компании "Невский экологический оператор". Порой вывозом отходов, сортировкой и доставкой их на полигон занимались разные компании. Несовершенство системы допускало лазейки для недобросовестных бизнесменов, которые могли сбросить зловонный груз на несанкционированной свалке. Отследить и призвать к ответственности мусорных нелегалов было практически невозможно: слишком много звеньев в цепи.
Теперь весь цикл по утилизации отходов перешел к одной-единственной компании.
– Официально "Невский экологический оператор" приступил к своим обязанностям с 1 января 2022 года. До этого момента вывозом ТКО на местах занимались работавшие на тот момент компании, их деятельность юридически и фактически продолжалась вплоть до 31 декабря 2021 года, – рассказали Metro представители оператора.
Причины происходящего
Модернизация схемы тут же вызвала перебои с вывозом отходов. Горожане начали массово жаловаться на горы мусора, выросшие под окнами. В некоторых дворах и вовсе пропали баки, поэтому пакеты с остатками еды и прочими излишками быта люди стали складировать прямо на асфальт.
К такому развитию событий, говорят представители "Невского экологического оператора", привело сразу несколько факторов. Во-первых, резко увеличился объем отходов. Здесь сыграли свою роль новогодние праздники и ограничения против COVID.
– По причине нерабочих дней, а также введенных правительством Санкт-Петербурга со 2 января 2022 года дополнительных антиковидных ограничений многие жители в период праздников оставались дома. В результате проезд по внутридворовым территориям к контейнерным площадкам оказался максимально затруднен, а в некоторых случаях невозможен из-за снега и припаркованных автомобилей. Только за первые сутки нового года было зафиксировано 500 таких случаев, – объясняют в "Невском экологическом операторе".
Второй момент – это нехватка мусоровозов.
– Если 3 января на линии работало 380 мусоровозов, то уже к 7 января их количество увеличилось до 427. В настоящее время подрядными организациями ведутся переговоры о привлечении еще порядка 40 дополнительных единиц техники, часть которой прибудет в город уже на этой неделе. При этом все имеющиеся машины работают максимально возможное время – по 16–17 часов в день, – заверили представители компании.
Часть компаний еще до наступления праздников прекратили вывозить мусор. Напоследок они прихватили и свое имущество.
– В ряде районов действующие перевозчики досрочно прекратили вывоз ТКО и начали забирать свои контейнеры, предварительно не уведомив нас о точном местоположении площадок, где необходима установка новых контейнеров, – объясняют сотрудники оператора.
Зачем все это нужно
Внедрение мусорной реформы призвано решить одну из главных проблем, с которой столкнулось человечество в XXI веке, – повсеместную загрязненность отходами. Сегодня основной способ утилизации мусора – это захоронение. Но полигоны в том же Петербурге сильно переполнены. Выходом из ситуации могла бы стать переработка.
– Основная масса городских отходов по-прежнему едет на объекты размещения на территории Ленинградской области. Наша основная задача – изменить такое положение дел за ближайшие два года, что подразумевает необходимость строительства объектов современной мусороперерабатывающей инфраструктуры, которых в регионе сегодня по существу нет, – рассказывают собеседники Metro.
Всего планируется построить пять мусороперерабатывающих заводов: два в Петербурге и три в Ленобласти. Предприятия могут начать свою работу уже в 2024 году. Это позволит на первых порах дорастить долю отходов, годных на вторсырье, до 15%, а в перспективе до 30%.
– Мы с Ленинградской областью создали совместную компанию по утилизации мусора. И мы будем там строить современные технологичные заводы по переработке мусора, – сказал губернатор Петербурга Александр Беглов.