Metro продолжает рассказывать о людях, для которых профессия стала стилем жизни. Сегодняшний репортаж – о жизни сотрудников службы авиационной орнитологии в Пулково и их пернатых помощниках.

Валерий Зиновьев, инженер службы авиационной орнитологии Пулково, едет в машине по взлётно-посадочной полосе аэропорта. Увидев гуляющую по траве ворону, останавливается, открывает окно и стреляет из пиротехнической ракеты в воздух. Ворона улетает. Зиновьев покидает полосу. Сообщает по рации диспетчерам: "Орнитолог полосу освободил. Птиц нет".
Пли!

В Пулково.

В Пулково.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Орнитологическая служба в Пулково появилась почти 30 лет назад. С тех пор специалисты вместе с пернатыми помощниками следят за ситуацией на авиационном перроне: отпугивают чаек, ворон и следят за косяками и клинами перелётных птиц.

– Наша задача – минимизировать вероятность столкновения воздушного судна с птицами, – рассказывает Metro руководитель группы авиационной орнитологии Андрей Соколов. – Миграция птиц продолжается круглогодично, одни сменяют других: самцы – самок, утки – гусей. Сейчас ждём лебедей. С севера к нам летят зяблики, воробьи и свиристели. Чайка в течение года никуда от нас не денется. Вот с ними мы и боремся.

По словам орнитологов, за долгие годы работы ни одна птица не пострадала.

Основным оружием по отпугиванию птиц служит газовая пушка. В автоматическом режиме она создаёт сильные воздушные хлопки, имитируя звуки выстрелов. Другая акустическая система расположена по бокам от взлётно-посадочной полосы, она имитирует крики потревоженных чаек и оружейные залпы. Специалисты используют чучела и блестящие шары, которые отпугивают мелких птиц.

Цитата:
"С соколицей Старухой мы знакомы с её раннего детства, она считает меня и мамой, и папой", - рассказывает сокольник участка хищных птиц Владимир Лыженков.

Соколиный глаз

В группе авиационной орнитологии работают четверо пернатых хищников – три ястреба и один сокол.

– Самый действенный способ, который реально отпугивает птиц, – это живой пернатый хищник, – считает сокольник участка хищных птиц Владимир Лыженков. – Ко всему остальному птицы привыкают.

Ястребы и сокол находятся на балансе Пулково. На корм для хищников тратится около 300 тыс. рублей в год.

– Несколько лет назад мы проводили эксперимент, – говорит Владимир Лыженков. – Вместе с ястребами патрулировали территорию Пулковского перрона по периметру. Если обнаруживали скопление птиц, выпускали нашего хищника через окно машины. В общем, на тот момент за полгода в Пулково не было ни одного столкновения самолёта с птицами.

Сокол и ястреб в Пулково.

Сокол и ястреб в Пулково.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Сейчас орнитолог Лыженков чаще других работает со своей соколицей Старухой.

– Ей восемь лет, я её с птенца вырастил, поэтому именно меня птица считает и мамой, и папой, – говорит Владимир. – Слушается беспрекословно. Со Старухой выезжаем на ровное место, я раскручиваю на коротком шнурке имитацию мелкой птицы. Старуха её ловит, за что получает награду – кусок мяса. Сокол поднимается высоко в небо, другие пернатые видят, что опасный хищник охотится, и не приближаются. В результате научили птиц опасаться территории аэропорта. Многие предупреждают своих соплеменников: скажут "кар", и все уже в курсе, что здесь опасно. Естественно, что такие соколиные учения согласовываются с другими службами аэропорта, чтобы не мешать друг другу.

Первым делом – самолёты
•    В группе авиационной орнитологии работают бывшие лётчики и орнитологи.
•    Птицы на лапах переносят икринки, которые попадают в водоёмы и превращаются в кормовую базу. Чтобы не привлекать внимание других птиц, водоёмы на территории Пулково накрывают сеткой.
•    Производители самолётов регулярно проводят испытания, обстреливая только что выпущенные с конвейера самолёты или двигатели тушками куриц.

Филин уволился вместе со своей хозяйкой

До недавнего времени вместе с ястребами и соколом территорию Пулково охранял Филин.

– Его хозяйка Наталья поступила в аспирантуру, уволилась и, соответственно, забрала с собой своего друга, – рассказывает Владимир Лыженков. – Но мы общаемся. Наталья работает в ветеринарной клинике, и мы там лечим и обследуем наших птичек.

Филин скучает по своим друзьям из Пулково.

Филин скучает по своим друзьям из Пулково.

из личного архива Натальи Беломытцевой, "Metro"

Фото:

По словам сотрудников группы авиационной орнитологии, цель их работы – не перестрелять всех птиц, а создать такие условия, чтобы они не прилетали на перрон аэропорта.

 – Потому что если чайка села на поле, то будет сидеть до последнего. И никаким самолётом, даже самым большим, её не спугнёшь, – говорит Валерий Зиновьев. – Конечно, столкновения происходят. Держать ситуацию под контролем на все 100% невозможно, так как птица непредсказуема.