Чтобы попасть в Uniqlo, нужно отстоять длинную очередь.

В одном из самых популярных ТЦ в центре Петербурга пропускная способность магазина японской одежды – 20 человек в пять минут, а желающих попасть сюда перед закрытием – тысячи.

Петербуржцы терпеливо ждут, разговаривают по телефону и переписываются в чатах. "Тебе это ничего не напоминает? Точно так же было в пандемию", – резюмирует одна из любительниц японского бренда.

Внутри магазина ажиотаж. Знаменитые лёгкие пуховики почти никто не берёт. Зато возле полок с нижним бельём клубятся десятки покупателей. Кружевные и бесшовные трусы, майки разных цветов, термобельё расхватывают как горячие пирожки. Сотрудники подносят новые партии, быстро раскладывают их по полкам. "Ну вот, опять трусы распаковали. Ну просили же не открывать", – замечает продавец и бережно складывает товар в специальный пакет.

"Я буду беречь ваши вещи"

Многие покупают одежду, не примеряя. В примерочную снова очередь. Одни покупатели держат одежду в руках, другие сложили предполагаемые покупки в корзины. У самых ярых любителей шопинга их по две.

"Больше шести вещей в кабинку брать нельзя, – объясняет 45-летней даме продавец. – Выберите то, что вы хотите примерить в первую очередь. Остальное оставьте у меня". Женщина судорожно копается в своих корзинках. "А остальное я смогу примерить?" – волнуется она. "Конечно, я буду беречь ваши вещи. Вам придётся сделать пять заходов".

Ещё один длинный хвост выстроился к кассам. В магазине периодически сообщают о скором закрытии, а также делают объявления о найденных вещах: в спешке покупатели забывают шапки, перчатки и гаджеты. За ними – отдельная небольшая очередь на кассе возврата.

Чтобы попасть в Uniqlo, нужно отстоять длинную очередь.

Чтобы попасть в Uniqlo, нужно отстоять длинную очередь.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Никогда такого не было

Продавцы-консультанты, несмотря на огромное количество посетителей, вежливы и приветливы. Помогают определиться с размером, подсказывают, что искать пижаму или юбку нужно совсем не там, где висят пуховики и плащи. Сами сотрудники пока ничего не знают о своей дальнейшей судьбе. "С нами ещё не говорили на эту тему, – объясняют они. – До 20 марта включительно работаем в обычном режиме".

По словам продавцов, такого ажиотажа и интереса к одежде японского бренда не было за все годы существования магазина в Петербурге, даже в дни распродаж. Кстати, сейчас скидок нет, а цены в Uniqlo достаточно высокие. Некоторые покупатели оставляют в магазине по 20–30 тыс. рублей. "Я очень люблю этот бренд, – рассказала Оксана. (У неё в руках два пухлых пакета с одеждой). – Я в офис только в рубашках из этого магазина хожу. И бельё, и домашняя одежда – всё отсюда. Раньше я раз в месяц заглядывала и что-нибудь покупала. А теперь они закрываются".


Эксперт. Михаил Бурмистров, генеральный директор "INFOLine-Аналитика"

- Международные бренды занимали значительную долю на российском рынке. Действительно, с их уходом ситуация изменится. Понятно, что те потребители, кто любил одеваться в магазинах именно этих торговых марок, стараются купить одежду про запас. Это нормально.
С другой стороны, у российских компаний сейчас очень сильные позиции, они давно и громко заявили о себе. У нас есть Оstin, Gloria Jeans, сеть off-price магазинов Familia, "Снежная королева" и многие другие. Так что без одежды мы точно не останемся. Сейчас должно произойти перераспределение рынка.
Но, как мне кажется, международные компании ушли ненадолго. Они были вынуждены сделать это под давлением общественного мнения и национальных правительств. И как только спецоперация на Украине из резкой стадии перейдёт в стадию переговоров, многие начнут возвращаться. Потому что бизнес есть бизнес.
Но даже без них торговые центры не закроются – и российский производитель сможет предложить покупателю достойный выбор товаров.

Кто остаётся в России

Возможно, кто-то не знает, но в российском масс-маркете есть собственные бренды.

  • Melon Fashion Group владеет такими брендами, как Zarina, Love Republic, Befree, Sela.
  • Lime – молодёжный бренд женской одежды, основанный компанией "Трейд онлайн" в 2008 году в Самаре.
  • Ostin, Concept Club, Gloria Jeans – тоже отечественные бренды.

Владимир Катенев. Президент Союза "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата"

- Мы, конечно, не приветствуем уход европейских, американских и других брендов из Санкт-Петербурга и России. Но давайте зададим вопрос: а где изготавливались итальянские, французские и прочие костюмы, обувь? Всё это шилось, как правило, в Китае, Турции, Индии.
Очень много хорошей лёгкой промышленности есть в России и Белоруссии. Но так как у западных марок дешёвая рабочая сила, нашему отечественному легкопрому было трудно конкурировать. Сейчас у нас появились новые возможности. Во-первых, уход западных марок – это шанс для возрождения лёгкой промышленности в Санкт-Петербурге и в России. А во-вторых, эти бренды научились делать в азиатских и прочих странах, а значит, они будут производить ту же продукцию, но не под брендом "Адидаса" и "Пумы", а придумают что-то подобное. Я уверен, что замену мы найдём.

20% всех торговых площадей занимают в городе иностранные ретейлеры