В Россию впервые "приехала" южнокорейская художница Ли Бул. В среду её персональную выставку в Манеже увидят первые зрители. Metro побывало на монтаже "Утопии спасённой" и едва не потерялось.

Ли Бул, вне всяких сомнений, станет эффектным завершением петербургского музейно-выставочного года: огромный дирижабль, зеркальный лабиринт, в который слабонервных просят не входить, и воздушный шар прямо внутри Манежа.

Циолковский тоже здесь

"Утопия спасённая" – это ретроспектива одной из главных и самых именитых современных авторов, совмещающих живопись, крупную скульптуру и перформанс. Ли Бул особенную любовь питает к русским авангардистам и конструктивистам, потому к её работам добавили подлинники Малевича, "исторический" фарфор ЛФЗ и ещё десятки работ из восемнадцати музеев России. Среди них есть и неожиданные – к примеру,  модель оболочки дирижабля Константина Циолковского, оригинал 1914-го.

Получилось впечатляюще: для этого проекта Манеж даже впервые за два года открыл свою знаменитую стеклянную крышу и ставни на окнах: естественное освещение делает экспозицию с этими гигантами-дирижаблями ещё масштабнее. Идеальный день для того, чтобы оценить размах и талант Ли Бул, солнечный. Сама она приехать в Петербург не смогла из-за карантина, но два года назад площадку всё-таки сумела оценить и одобрить. Потому и металлизированному аэростату место тоже нашлось.

– С одной стороны, это  "Гинденбург", разбившийся в 1937-м, с другой – кризис утопического мышления, – объясняет Metro руководитель и инициатор проекта Анна Кирикова. – Вы попадаете в совершенно иной, сконструированный художницей ландшафт и по-своему это переживаете.

Идеально для Instagram

"Переживать" здесь и правда есть что – и есть где. Одна из центральных работ проекта – инсталляция "Через отрицание". Это зеркальный лабиринт, в который пускают по одному. Внутри вас охватывает довольно обескураживающее ощущение: во-первых, вы теряетесь в пространстве, во-вторых, видите себя в сотнях отражений. Заблудиться в лабиринте вполне реально.

– Зрители должны быть к этому готовы – и мы будем предупреждать об этом, – говорит Анна Кирикова. – Кто должен прийти и посмотреть на работы Ли Бул? Мы ждём всех: она рассказывает о гаджетах, тотальном контроле, генной инженерии и прочих реалиях антиутопии – всём том, что происходит сегодня. К тому же эта выставка удивительно хороша для постов в соцсетях – всеми любимом Instagram в том числе.

"В работах Ли Бул зашифровано множество кодов – от литературы до истории. Потому в залах есть подсказки для зрителей", - комментирует Анна Кирикова.