25 лет назад на границе Ленинградской области и Карелии возникло одно из первых в России экопоселений. Как сейчас живёт построенная в лесу деревня, выяснило Metro

Чтобы попасть в экопоселение Гришино, нужно добраться до районного центра Подпорожье, затем преодолеть 16 километров и перебраться через реку Важенку.

Мобильная связь здесь почти не ловит. Жители выходят на специальные точки, чтобы сделать звонок или выйти в Интернет. Поэтому договариваться нужно заранее. Тогда вас встретят на берегу.

Журналиста Metro перевозила на другой берег дочь основателя поселения Владислава Кирбятьева Олеся. Эта девочка все 14 лет своей жизни прожила рядом с лесом. В подпорожской глуши  ей знакома каждая тропинка, она здоровается с деревьями и солнцем, знает, как вырастить самую большую тыкву, может приготовить множество блюд из репы, грибов и капусты, готовит кремы из натуральных компонентов, мастерски скручивает иван-чай и не хочет уезжать в мегаполис.

Жизнь при свечах

Сейчас в экопоселении живет около 20 семей. Зимует примерно половина из них, остальные уезжают на зиму или в Петербург, или в Подпорожье.

Основатель Гришино узнал об этом заповедном месте в начале 90-х прошлого века.

– Здесь находилась умирающая деревня, – признаётся Владислав Кирбятьев. – Мне тогда было 30 лет. К этому времени я уже попробовал себя во многих профессиях и разочаровался. Понимал, что не могу больше жить в мегаполисе. Хотелось свободы. Жить общиной, как когда-то жили наши предки. Просыпаться вместе с солнцем, работать на земле. Постепенно обо мне узнавали, приезжали такие же, как я: истерзанные городом люди, чтобы начать новую жизнь.

Кто-то строился, кто-то покупал старые дома, ремонтировал их, возделывал огороды.

В Гришино Владислав привёз из Петербурга жену Марину. Сейчас они живут втроём вместе с дочерью Олесей.

– Когда родилась Олеся, свой дом мы ещё не построили, – рассказывает Марина. – Жили в просторной бане. В экопоселении тогда не было света. Готовили на печи, небольшое помещение освещали свечами. Да, здесь труднее ухаживать за собой, много сил затрачивается, чтобы постирать, помыться, приготовить еду. Но физическая усталость ничто по сравнению с той усталостью, которая наваливается на нас в огромном городе. Гораздо быстрее восстанавливаешься: выхо­дишь на улицу, вдыхаешь свежий воздух – и чувствуешь невероятный прилив сил. Я бы уже не смогла постоянно жить в Петербурге, каждый день ездить в час пик на работу и возвращаться домой. В экопоселение едут люди, которые понимают, что жизнь – это больше, чем зарабатывание денег.

Ворота Счастья

Несколько лет назад в Гришино появились Ворота Счастья, их по просьбе экопоселенцев построили молодые художники, которые приезжали сюда на лето.

– Они стоят в поле, но обходить их нельзя, – говорит Олеся. – Через эти ворота мы как бы выходим из дома и возвращаемся. А тот, кто приезжает в гости, должен загадать желание. Если оно будет искренним, то обязательно исполнится.

Олеся проходит через эти ворота много раз в день, и говорит, что чувствует себя счастливой. По её же словам, в экопоселении ей нравится всё: ходить в лес, убираться в доме и сажать огород, готовить обед и варить варенье.

– Раньше не нравилось мыть посуду. Но я научилась получать удовольствие и от этого процесса: стала мыть кастрюли и тарелки горчицей. Теперь они быстро отмываются и блестят.

Сейчас Олеся Кирбятьева учится в восьмом классе. Находится на домашнем обучении.

– Я прохожу сразу один предмет, сдаю его по Интернету и берусь за следующий, – объясняет Олеся. – Этот учебный год начался с физики. Теперь это мой любимый предмет! Уже его сдала. На очереди литература, математика, химия и другие. В Петербург мы с мамой ездим  как бы в отпуск. Ходим по музеям и в филармонию. Слушать музыку и смотреть на произведения искусства мне нравится, а жить в городе – нет. Я всегда вздыхаю с облегчением, когда возвращаюсь домой.

Чайные плантации

В семье экопоселенцев Кирбятьевых не покупают овощи. Выращенного урожая хватит до следующей осени. За Воротами Счастья начинаются бескрайние поля иван-чая.

– "Иван-чай" или "копорский чай" – один из реликтов русской культурной самобытности, упоминаемый ещё в исторических хрониках Руси ХII века, – рассказывает Владислав Кирбятьев. – Несколько столетий "русский чай" экспортировался в Англию и Европу тысячами пудов. Но только не стоит думать, что "русский чай"  –это просто "сушёная травка", призванная разнообразить наш питейный репертуар. "Русским чаем" может называться только тот напиток, в процессе приготовления которого применялась ферментация листьев иван-чая. Причём как и любой продукт ферментации, иван-чай может иметь совершенно разный вкус в зависимости от тонкостей технологии приготовления. Мы возродили традицию производства чайного напитка. Каждый год к нам приезжают команды волонтёров. Мы собираем сырьё, скручиваем его, сушим, а потом продаём. Это и есть основной наш заработок.

"Лесная Олеся" представляет

Иван-чай давно стал визитной карточкой Подпорожского района. Его можно встретить на ярмарках и районных Днях урожая. По словам основателя экопоселения, этот чай с удовольствием пьёт губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. 14-летняя Олеся в свободное от учёбы, домашних хлопот и сбора иван-чая время собирает травы и "колдует" над косметикой. Сама разработала технологию эфирной воды на основе мяты и полыни. Использует практически все травы, которые растут рядом с домом. Экспериментирует на маме и других жительницах экопоселения. Все хвалят, говорят, что после Олесиной воды кожа разглаживается и начинает блестеть.

– Мы даже придумали название бренда: "От лесной Олеси", – говорит папа девочки Владислав. – Мы не знаем, какую профессию выберет дочь, где она будет жить – в городе или в деревне. Но точно знаем, что в жизни она не потеряется.


ФАКТ: 1 тонну иван-чая разной ферментации заготавливают в экопоселении за сезон


В Гришино едут печники и астрологи

В экопоселении живут люди разных судеб и профессий. Павел – печник, соответственно, кладёт всем печи. Приехал в Подпорожский район с Урала познакомиться и остался здесь на несколько лет.

Поселенец Олег возит от железнодорожной станции гостей по более дешёвому тарифу, чем местные таксисты. Полина делает свой шоколад. Ещё один житель, Павел, проводит славянские праздники.

– Люди, которые остались жить в экопоселении, понимают, что природа – живая, как ты к ней будешь относиться, так и она к тебе, – говорит Марина Кирбятьева. – Отмечаем дни солнцестояния, праздник урожая. Мы не требуем от жителей и гостей Гришино каких-то особых знаний. Но и людей, которые не готовы принять наши традиции, не приглашаем.

Андрей занимается реставрацией старой мебели. Но местные жители ходят к нему не только чтобы он подарил новую жизнь старой двери или столу. Андрей – местный астролог. В прогнозах основывается на мировоззрении, предполагающем, что, изменяя своё бытие, человек может менять соотношения энергий во Вселенной. В личном гороскопе Андрей не отказывает никому из соседей.