На третий день седьмой экспедиции проекта "Открывая Ленобласть" мы оставили себе самое сладкое: встречу рассвета в щелейских скалах.

Скальное образование относится к особо охраняемым природным территориям. Представляет собой массив, образующий округлую возвышенность, поднимающуюся над уровнем Онежского озера на высоту до 100 метров. Постепенно снижается к западу и обрывается отвесным уступом на восток. Увидеть рассвет в таком красивом месте определённо стоит раннего подъёма.

Если вы решитесь повторить наш подвиг, будьте готовы, что дорога в сторону скал обрывается, и много придётся идти пешком. Поскольку в массиве добывают камень, ближе к карьеру дорога была пыльной даже в лесу. Если подняться на возвышенность массива и посмотреть на слагающую ее горную породу, то можно увидеть, что она разбита гигантскими трещинами на блоки, образующие ряд ступеней в сторону озера. При особенном освещении рассветных лучей можно бесконечно любоваться игрой теней на скале, а само озеро с такой высоты смотрится бескрайним морем.

Мы двинулись в сторону берега: там на мысе находится заброшенный маяк Самбо. Высота его составляет 23 метра, а дальность видимости маяка – 10 морских миль. В округе есть уже недействующие карьеры, и один действующий (где мы встречали рассвет), а южнее маяка имеется пристань, которая используется для погрузки добытого камня. Известно, что маяк был построен в первой половине ХХ века (на металлических конструкциях можно увидеть клеймо с указанием 1915 года). Сейчас от него осталась только башня, выполненная из железнодорожных рейс и обшитая досками в верхней части. С вершины открываются восхитительные виды на побережье.

Последней нашей точкой была Верхне-Свирская ГЭС. История её схожа с историей Нижне-Свирской ГЭС, которую мы посетили в первый день путешествия. Ещё в 1916 году инженер В. Д. Никольский рассчитал запасы водной силы Свири, что позволило разработать проект сооружения двух электростанций и регулирующей плотины. Если строительство Нижне-Свирской началось только в 1927 году, то Верхне-Свирской ещё позднее: в 1938 году по окончании строительства первой. Во время Великой Отечественной войны территория ГЭС была оккупирована, и работа станции возобновилась лишь в 1952 году.