Советский и российский архитектор был основоположником новой керамики в России.   

Красногвардейский мост – популярная локация у российских кинематографистов. Переправа через канал Грибоедова, к примеру, нередко фигурирует в фильмах по мотивам произведений Пушкина и Достоевского. Между тем, мост, по которому на экране гуляют герои из прошлых эпох, был построен во второй половине XX века архитектором Владимиром Васильковским. В 2021 году Северная столица отмечает его 100-летний юбилей. По этому случаю в музее Академии Штиглица открылась новая выставка.    

– Здесь 26 экспонатов. Выставка состоит из трёх частей: это работы самого именинника, его близких учеников, потом ставших друзьями, и работы преподавателей кафедры, которые застали его, – рассказывает Metro заведующий кафедрой художественной керамики и стекла Сергей Сухарев. – Владимир Сергеевич был потрясающим человеком, художником и архитектором!
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство.

Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Архитектор, художник, новатор   

Владимир Васильковский был выдающимся советским и российским архитектором. Он спроектировал многие знаковые объекты в Петербурге. Среди них Египетский и Английский мосты через реку Фонтанку, техническое сооружение для Ушаковского моста, которое теперь служит часовней иконы Божией матери "Всецарица". За созданием телебашни также стоит Васильковский. Она была построена в 1962 году.

Однако в стенах музея представлены не фото и проекты зданий и сооружений, а вазы и полотна с декоративной росписью. Почти 50 лет своей жизни Васильковский посвятил работе на кафедре керамики и стал основоположником нового течения в искусстве.  

– Он пришёл в тогда ещё Мухинское училище в 1961 году, уже в таком зрелом возрасте, но это не помешало ему стать крупным керамистом и сделать прорыв, – вспоминает доцент кафедры художественной керамики и стекла академии, а в прошлом ученица Васильковского Юлия Гусарова. – Он открыл новый взгляд на керамику, когда к ней стали относиться не просто, как к способу изготовления традиционной посуды, а как к искусству, равному живописи, графике и скульптуре.
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство.

Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Английский джентльмен

На собственном примере Владимир Васильковский демонстрировал такой подход. Маэстро был не только талантлив, но и трудолюбив. Своей любовью к делу он заражал учеников. С самого утра он корпел в гончарной мастерской. На глазах студентов создавались настоящие шедевры.

– Он мог приехать в академию в 7 утра и на протяжении двух часов работать в тишине, пока никого нет. За это время он успевал сделать столько, сколько другие делают за день. А потом ещё шёл преподавать, – продолжает Юлия Гусарова. – Это был пример для подражания! Несмотря на то что он работал с глиной, он всегда был чисто, аккуратно, красиво, элегантно и неброско одет. Такой петербуржец, ленинградец в твидовом пиджаке. Немножко даже английский джентльмен.
Владимир Васильковский обожал Петербург и был настоящим знатоком истории родного города.

Владимир Васильковский обожал Петербург и был настоящим знатоком истории родного города.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Остроумный учитель 

Оригинальностью отличалась и его манера преподавать. Во время занятий мастер не скупился на метафоры. 

– Ваза подобна селёдке, должна иметь три части: хвост, тулово и голово. Это его фраза. Острота образов выделяла его среди других преподавателей, – объясняет собеседница Metro.

А ещё он отличался неимоверной любовью к родному Петербургу. 

– Когда он видел какие-то не очень удачные эскизы, то возмущенно говорил: "Ну, как можно так не любить рисовать Петербург? Это же красиво!" – делится Гусарова.  
Красногвардейский мост можно увидеть в исторических фильмах, хотя он был спроектирован Васильковским всего несколько десятилетий назад.

Красногвардейский мост можно увидеть в исторических фильмах, хотя он был спроектирован Васильковским всего несколько десятилетий назад.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Архитектор с большой буквы 

С этого момента из стен вуза начинают выпускать лучших мастеров страны. И по сей день существует понятие "ленинградская керамика". Изделия, созданные петербургскими мастерами, имеют свое особое очарование. 

– Васильковский совершенно не признавал чего-то простого, проходного и стандартного. Открыточные виды Петербурга, например, его совершенно не устраивали! И мы студенты тоже не имели права снижать планку, – говорит собеседница Metro. – И сегодня работы петербургских керамистов совершенно отличаются от других, даже московских.

Выставка в музее Академии Штиглица завершает цикл юбилейных мероприятий, посвящённых великому архитектору. Познакомиться с работами Владимира Васильковского можно до 15 января. Вход свободный.