Metro выяснило, что прохожие в центре Москвы путают достопримечательности из разных городов, но не так сильно, как это показали на телевидении.

Нашу редакцию сильно удивило, как безропотно в предпоследнем выпуске «Вечернего Урганта» люди соглашались снять ведущего «на фоне Мариинки» (у Большого-то театра) и Казанского собора (на самом деле храма Василия Блаженного). Чтобы сделать  эксперимент интереснее, мы добавили в него иностранные достопримечательности и опрашивали людей не только в явно туристических местах.

Сначала Питер

Двух дам, только что запечатлевших себя на фоне главного театра страны, прошу «сфоткать» меня на фоне Мариинки.

– Она в Санкт-Петербурге, а это Большой театр, – тут же вразумляет одна из них. Выясняется, что это туристки из Белоруссии.

Операция с «Казанским» у храма Василия Блаженного проходит гладко.  Ни семья туристов с ребёнком, ни пара молодых людей, что в Москве, по их словам, «первый день», меня не поправляют и молча нажимают на спуск.

Рядом с Александровским садом спрашиваю мужчину, где же сад Таврический:

– Может, туда же, что и Александровский? – задумывается он. – О таком не слышал...

Его спутница улыбается:

– Москвич, блин.

– Он в Петербурге! – быстро находит в телефоне мужчина и смеётся: – Вы городом не ошиблись?
 
Потом Европа и Азия

Расширяю географию на запад. Где река Темза и Музей Прадо, не знает никто. Но двух очкариков забавляет вопрос о дороге к Пизанской башне.

– Что это – кафе, театр? Может, Спасская башня?

Зато у пожилой женщины находится аж два варианта, где может быть римский собор Святого Петра. Указывая на собор Казанской иконы Божией Матери на углу Красной площади, она пытается угадать:

– Вот это не он?

А самый абсурдный вопрос я задаю на Красной площади.

– Мавзолей Тадж-Махал – это куда?

– Вот маленькое здание, красное, – направляет меня к Ленину девушка в платье.

Уходим на Тверскую улицу. Явно спешащая девушка оказывается более критична.

– Что-что? – переспрашивает она. – Я знаю один мавзолей, который на Красной площади. И всё.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ АЛЕКСЕЙ РОЩИН:

Почему некоторые люди действительно начинают подсказывать дорогу к достопримечательностям, которых в Москве явно не может быть?
Это реакция на вопросы по теме, в которой человек не чувствует себя экспертом. С одной стороны, отказать, сказать «я не знаю» многие находят невежливым.

С другой стороны, есть страх показаться невеждой. Многим, особенно приезжим, поднимает самооценку, когда кто-то обращается к ним как к экспертам. Но знаний на эту тему нет, поэтому люди начинают фантазировать. Они стараются соотносить это с чем-то, что когда-то слышали, пытаются угадать правильный ответ. Ведь, когда вы спрашиваете, вы предлагаете человеку игру, что он – умный и знающий, а вы – приезжая и ничего не знаете. И людям это льстит, они не хотят выходить из этой роли. Для этого надо иметь некоторое внутреннее мужество.

На простейший вопрос «Где Темза?» все отвечали, что не знают. Но ведь это же не так? Фантазировать не начинают, но поднять школьные знания не могут.
Вы неправы. Когда вы спрашиваете про мавзолей с добавкой «Тадж-Махал», человек начинает думать: то ли вы бормотнули что-то, не относящееся к делу, то ли на самом деле есть такое название. Но есть чёткая ассоциация, человек знает, с чем соотнести ваш вопрос, и показывает.

А что касается вопросов по географии, истории, литературе, тут уже встаёт во весь рост проблема нашего школьного образования. Это я вам говорю как социолог, потому что я этим интересовался. Люди этого просто не знают. Когда вы спрашивали людей про Темзу, заверяю вас, у них просто не возникло никаких ассоциаций.

Люди живут по принципу Шерлока Холмса. В «Этюде в багровых тонах» он говорит: «Для меня мой мозг – это чердак, и я там складываю только нужные сведения. А что Земля вращается вокруг Солнца – мне это не нужно, и я забуду немедленно». Над ним все смеялись как над оригиналом, а ведь большинство населения так и живёт. Это всё лежит на самых дальних полках памяти, а у кого-то они и вовсе пустые.