Двухтомник, который назвали "Литературной матрицей" - это сборник эссе о русских писателях, чье творчество изучают в рамках школьной программы.


По словам романиста Ольги Славниковой, которая написала для учебника главу о Набокове, идея принадлежит издательству. Писатели ее дружно поддержали,?потому что "у всех пишущих людей был конфликт на школьных уроках литературы". "Раскрытие темы", основной критерий успешности сочинения по сей день, убивает читателя на корню, считает она.


Учить литературе сегодня нужно более свободно, уверены современные писатели. Пора потеснить золотую классику в пользу современной литературы.


- Чернышевского, например, я бы выкинула, - говорит Ольга Славникова, - то же, извините,?с Фадеевым. Это скорее факт истории литературы, а не литература.
Можно дискутировать над списком фамилий,?но главный принцип - поближе к современности. Мы живем здесь и сейчас,?художественное сознание изменилось, язык изменился.


"Правильно ли подростку в 13 лет читать "Лолиту" Набокова?", - спросит обыватель. Ответ прост: настоящая литература читается несколько раз в жизни.?И только такие книги, которые с каждым разом дают все больше и больше, стоит изучать. Конечно, та литература, которая вошла в альтернативный учебник, - это взрослые книги, написанные взрослыми людьми не для детей. Но в 14-15 лет впервые Набокова читать уже можно,?уверены авторы учебника.


В сборнике есть две статьи петербургских писателей - Германа Садулаева и Сергея Шаргунова.

Эксперт: Есенин - это Курт Кобейн

Герман Садулаев, автор статьи о Сергее Есенине:

- Этот учебник - не замена школьным хрестоматиям. Это важный факультативный материал,?который способствует пробуждению интереса к литературе у школьников и показывает, что это не архаика. Разве можно сказать, что жизнь Есенина - это скучно? Если его жизнь скучна, то жизнь Курта Кобейна тоже скучна. Есенин похож на Мика Джаггера, но при этом он глубже. Начинаешь читать лирические произведения, а потом узнаешь, что у него есть патриотические стихи, есть эпические произведения, есть проза, Надо же с чего-то начинать. Автор-современник, который говорит на ясном ему языке, поможет школьнику понять классика.

Как прочитать "Войну и мир" за один вечер

Парадокс: в первый класс почти все дети идут охотно, но уже через 3-4 года дневник полон троек. "Моему ребенку все труднее учиться, он не успевает все прочесть и плохо запоминает", - жалуются родители. Что же делать?


Существуют многоступенчатые методики, применяемые в школах скорочтения, которые помогают детям научиться читать по-настоящему.


Так, подростка учат мыслить образно, вычленять из текста главное и второстепенное и расширять поле зрения, что является основой быстрого чтения. Это позволяет научиться видеть фрагмент текста или даже целую страницу книги целиком, не бегая глазами по каждой строчке.


Один из следующих уровней ?- программа, которая помогает не возвращаться к прочитанному, быстро сконцентрировать внимание. Главная цель - запоминать прочитанное и мочь своими словами пересказать текст. Главный результат - научиться читать и говорить свободно.

Эксперт: читать надо уметь

Олег Андреев, директор Школы быстрого чтения:

- Дети не умеют читать правильно, поэтому им не интересно читать и учиться. К 10-11 годам они начинают интенсивно осваивать новые дисциплины и не справляются с растущим объемом информации, так как читают традиционно медленно, плохо усваивая содержание. Чтобы хоть что-то запомнить, они зубрят текст, и это еще больше отвращает их от чтения. Пересказать прочитанное они не в состоянии. Учебный материал не усваивается и быстро забывается.