Маршрут пятой экспедиции проекта “Открывая Ленобласть” проходил по знаменитой Дороге Жизни - исторической мемориальной трассе, по которой шло снабжение блокадного Ленинграда.

Она ведет к берегу Ладоги, где расположено несколько музеев, посвященных памяти защитников города.

Итак, мы на первом километре Дороги жизни (это пересечение Большеохтинского проспекта и шоссе Революции) – здесь нас встречает сам километровый столб, фронтовое зенитное орудие и памятный знак “Регулировщица”. Именно отсюда машины начинали свое движение к Ладоге: до озера было порядка 45 километров. На пути следования полуторок стояли регулировщицы – девушки, которые указывали им путь.

Первый километр дороги жизни.

Первый километр дороги жизни.

Ольга Рябинина, "Metro"

Фото:

Третий километр Дороги жизни поражает гигантским мемориалом, который носит название "Цветок жизни". Он создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Здесь высажено 900 берез, на которые в последнее время стало принято повязывать пионерские галстуки. Особенно трогает сердце небольшой холмик, где на серые плиты нанесены цитаты из дневника Тани Савичевой. Кстати, деревья были посажены в 1970-ом году пионерами, приехавшими со всей страны на 4-й Всесоюзный пионерский слет. Они образовали Аллею дружбы, по которой сегодня может прогуляться любой.

Цветок жизни.

Цветок жизни.

Ольга Рябинина, "Metro"

Фото:

Далее едем на 10-й километр дороги – здесь нас встречает мемориал “Румболовская гора”. Там стоит необычный памятник - изготовленные в металле лист дуба, лист лавра и желудь. Первый символизирует жизнь, второй - славу, а жёлудь - символ новой жизни.

Румболовская гора.

Румболовская гора.

"Metro"

Фото:

Неподалеку, прямо напротив храма Спаса Нерукотворного Образа, видим бронзовую "полуторку” - точную копию грузовика ГАЗ-АА, перевозившей сотни тонн грузов по Дороге жизни. Грузовые автомобили производились на Горьковском автозаводе с 1932 по 1950 годы. Они имели грузоподъемность до полутора тонн, поэтому в народе и назывались "полуторками", хотя все блокадные годы работали с двойным перевесом.

Бронзовая полуторка.

Бронзовая полуторка.

Ольга Рябинина, "Metro"

Фото:

Наконец, самый грандиозный мемориал на нашем маршруте находится непосредственно на берегу Ладожского озера – он называется "Разорванное кольцо". Открыли его в 1966 года, и сейчас там горит Вечный огонь, напоминая о подвиге ленинградцев. Обеспечить бесперебойную работу газовой горелки было не так-то просто, ведь на Ладоге практичесик постоянно дует сильный ветер. Но мастера справились с непростой задачей.

Разорванное кольцо.

Разорванное кольцо.

Ольга Рябинина, "Metro"

Фото:

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов и 56 столбов вдоль железной дороги. Сооружения входят в Зеленый пояс Славы. К 70-летию Победы все они были отреставрированы, и выглядят сегодня очень ухоженно. Сейчас у каждого памятника установлена информационная табличка на двух языках – русском и английском.

От города до Ладоги – не более полсотни километров по Колтушскому шоссе, и проехать их раз в жизни должен каждый петербуржец. Лучше это сделать на машине, так как у вас появится возможность осмотреть все памятники за одну поездку.

Прямо на берегу Ладожского озера расположен филиал Центрального военно-морского музея "Дорога жизни". Покупая туда билет, посетитель может увидеть внушительную экспозицию, посвященную работе знаменитой трассы. Экспонаты хранятся как в музейных витринах, так и под открытым небом. Совсем недавно здесь была открыта мемориальная часовня "Защитникам Отечества".

Музей "Дорога Жизни".

Музей "Дорога Жизни".

Ольга Рябинина, "Metro"

Фото:

- История этого музея берет начало с 1968 года, а в 1972 году он был открыт для массового посещения, - приветствует нас директор филиала Виктор Березняцкий. – На этом месте в качестве основного музейного павильона было деревянное здание, в котором до войны была пекарня, а в годы Великой отечественной войны – столовая. Там разместился штаб Осиновецкой морской базы, Красный уголок и другие службы. Это здание просуществовало до 70-летия со дня Великой Победы. Ветераны накануне этой даты обратились к президенту и попросили привести здание музея в порядок. Министр обороны Сергей Шойгу принял решение создать здесь современный музейный комплекс. И с 2015 года здесь шла грандиозная реконструкция. Все, что вы видите, было построено за год.

Музейный комплекс состоит из пяти павильонов: кассового отдела, главного павильона в виде ледяной глыбы, где расположена основная экспозиция, павильона для крупногабаритных предметов, павильона для катера "Малый охотник" и Мультимедийного центра.

Как добраться: на электричке с Финляндского вокзала на станции метро "Площадь Ленина". Сойти надо на платформе "Ладожское озеро".

Посещение музея "Прорыв" начинается с просмотра фильмов в небольшом кинозале. Зрителям рассказывают о блокаде Ленинграда и нескольких неудачных попытках ее прорыва. И вот мы в основном экспозиционном зале – здесь развернулась трехмерная историко-художественная панорама "Прорыв". Перед нами предстает второй день операции по прорыву блокады Ленинграда "Искра" - 13 января 1943 года. Тогда 67-ая армии Ленинградского фронта на Невском пятачке в районе деревни Арбузово предприняла попытку наступления.

Музей "Прорыв".

Музей "Прорыв".

Ольга Рябинина, "Metro"

Фото:

- Все бойцы, воссозданные в панораме, имеют судьбы реальных людей, имена и фамилии, - рассказала экскурсовод.
Всего представлено 30 фигур участников тех событий. Почти все они имеют трагические судьбы – мало кто дожил до конца войны. В оформлении панорамы использованы техника, боеприпасы, оружие, найденные поисковыми отрядами в ходе "Вахты Памяти" в Ленинградской области. Экскурсовод выключает свет – и перед нами с помощью видеоинсталляций оживают события тех лет: слышится гул самолетов, шум орудий и другие страшные звуки. Музей однозначно достоин посещения, так как максимально реалистично передает события военных лет и будет интересен и взрослым, и детям. Кстати, после посещения музея можно отведать в местном кафе вкуснейшей солдатской каши.

Как добраться: маршрутный автобус № 565 и 575 от ст. метро "Улица Дыбенко" до остановки "Музей-диорама" или на своей машине до 41-й км Мурманского шоссе.

Совместный проект Metro и петербургских блогеров продолжается. Отчеты о поездках по другим направлениям читайте здесь:

www.lo.metronews.ru,

www.metronews.ru/specprojects/lenoblast/

vk.com/openlo2018,

www.instagram.com/openlo2018,

www.facebook.com/events