Второй день седьмой экспедиции проекта "Открывая Ленобласть" начался для нас с погружения в деревенский быт в туристическом комплексе Мандроги.

Для начала, пожалуй, стоит не забыть про наш завтрак в местном ресторане. Преподнесли нам блюда исконно русской кухни: пшеничная каша, блинчики и пироги с брусникой и яблоками. Что такого особенного? Каша была томлёной: перед тем как попасть на стол, она томилась в настоящей русской печи всю ночь. Стоит отметить, что всё, что вы употребите в пищу здесь, будет приготовлено на русской печи, и разница действительно ощущается.

После столь плотного завтрака мы занялись изучением деревни. Факт, который потрясает и заставит задуматься даже самого безразличного человека: подавляющее большинство домов настоящие. Ни для кого не секрет в каком состоянии существуют старинные дома в самых дальних уголках нашей страны: на грани разрушения и забвения. Избы в Мандрогах настоящие, родом из Архангельской области. Как это происходило: дом аккуратно разбирался, брёвна нумеровались, все части перевозились и собирались тут заново. Интересно, что однажды постояльцы узнали свой дом, давно покинутый ими.

В некоторых избах обосновались ремесленно – художественные мастерские. Работают в них талантливые люди, объединённые идеей сохранения, возрождения и развития народных промыслов. Здесь мы можете посетить мастер-классы и сделать изделие самостоятельно, под контролем мастера, посетить экскурсию и приобрести уникальные сувениры. Ручной труд сейчас в тренде! Держать в руках вещь, которую ты сделал сам, действительно бесценно. Все промыслы в Мандрогах занимательны.

Первой в списке оказалась мастерская керамики. Отличается она от других тем, что все изделия, представленные здесь, – это работы художников-керамистов, для которых на первом месте творческий процесс. В качестве материала используется художественная белая глина, техники в ходу здесь разные, а все работы проходят минимум через два обжига.

Далее мы посетили цветочную мастерскую. В ней вы можете познакомиться с эпоксидной смолой поближе: приобрести или сделать изделие самому. Происходит это следующим образом: заранее высушиваются растения, потом формируется композиция, а дальше в течение многих часов постепенно заливается специальной смолой. В итоге у вас есть украшение из полевых цветов в прозрачной основе.

После мы отправились в музыкальную ремесленную. Мастер, орудующий здесь специализируется на инструментах, которые многие уже , возможно, не помнят: гусли, балалайка, дудочки, свистелки, трещётки и ложки. Весь материал для их изготовления, резчик находит самостоятельно в местном лесу. Обучает всех желающих и успевает заниматься творчеством: в лавке можно увидеть инструменты его собственного сочинения.

Следующем местом в Мандрогах, которому мы не могли не уделить внимание, был музей водки. Существует он вовсе не в качестве бара или рюмочной, хотя здесь можно попробовать местный продукт, а в качестве некоего хранилища истории и культуры напитка. На сегодняшний день в музее хранится 3 541 бутылка водки. Собирались они в основном основателями музея в течение двадцати лет: они посещали алкогольные выставки в разных регионах, где производители представляли новинки своей продукции. Кстати, в истории музея может поучаствовать каждый: здесь с удовольствием принимают необычные экземпляры в дар или в обмен на местную водку. Обязательное условие для такого обмена или подарка: бутылка должна быть полной и закрытой.

Первое, на что падает взгляд при входе в музей, это необычная стена, декорированная 2 562 бутылками водки из разных регионов России и даже из других стран. Волнующий вопрос: да, бутылки повторяются, так как организаторы боялись недосчитаться образцов, если работа со стеной сильно затянется. Если их все соединить воедино, то получится 99 вёдер, которые разрешали гнать в год каждому дворянину во времена Екатерины II. Императрица в своё правление издала указ о разрешении производить именно такое количество водки каждому помещику с условием, что продавать продукт было нельзя. Конечно, для особо приближённых ко двору были свои исключения. Гнать водку самостоятельно вскоре вошло в моду и укоренилось на десятилетия, вплоть до 1914 года.

Внимательный экскурсовод расскажет, как выпивали наши предки, какие были обычаи, почему это не перерастало в запой, в чём различия с современностью и почему так происходит. Для желающих экскурсия может закончиться небольшой дегустацией.

Следующей точкой в нашем путешествии было нечто необычное: Каварга – Скит. Само по себе слово "скит" подразумевает отдалённое духовное место, но в этом случае это ещё и арт-объект. Находится он на берегу реки в небольшом поселении Великий двор, а возвёл его московский художник Дмитрий Каварга. Отдалённое глухое место выбрано не случайно: подразумевается, что "прихожанин", карабкаясь наверх, совершает некий ритуал восхождения и освобождения. Пробираясь через индустриальный лом, вы оказываетесь в купольном пространстве наедине с собой, а для усиления эффекта можно высунуть голову из капсулы. Предупредим, если у вас есть боязнь высоты, лучше полюбоваться снизу: скит признан самой большой среди арт-объектов в России башней. В будущем планируется обустроить место скульптурами, а сегодня с арт-объектом соседствует оборудованная мастерская.

Вторую половину дня мы посвятили сохранившимся до наших дней старинным церквушкам. На сегодняшний день церкви расположены в практически безлюдных районах.

Первой на нашем пути была церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. Построена она была в 1563 году, вскоре сожжена шведами в 1581 году, спустя год восстановлена. В 1630 году церковь перестроили с отдельно стоящей колокольней, а в 1874 их соединили пристроенной трапезной. Уникальность строения состоит в том, что это единственный известный деревянный храм, имеющий в плане десятигранник. С момента своего существования церковь неоднократно приходила в упадок и переставала действовать, и окончательно всё устаканилось только после 1946 года, а отреставрировали её в 1980-х годах. Место очень тихое, красивое и умиротворяющее, вблизи широкой реки Важенки. В округе можно встретить прихожан, посещающих местное кладбище. По возможности стоит увидеть её с нескольких сторон: с воды, с дороги и вблизи.

Адрес: Ленинградская область, Подпорожский р-н, дер. Курпово, п/о Важины.

Второй целью был храмовый комплекс церквей Николая Чудотворца и Илии Пророка. Местечко само по себе глухое: жилых домов поблизости совсем немного. Предположительно, был построен в конце XVII века в лучших традициях деревянного зодчества и сохранился прекрасно. Расположился на берегу реки Важинки, поросшей травой, что придает картине в целом невероятно живописный вид.

Адрес: Подпорожский район, с. Согиницы

Следующей по нашему списку была церковь Георгия Победоносца, которая была построена в 1493 году. Является третьей по возрасту из сохранившихся до наших дней деревянных церквей России и самой старой на своём месте (два более старых храма перевезены в музеи). В отличии от других храмов, эта церквушка расположилась на вершине холма, обрывающегося в сторону реки. Место населённое, ухоженное и не менее живописнее предыдущих.

Адрес: Подпорожский район, дер. Родионово, ул. Георгиевская, д. 14

Чтобы добраться до следующих мест, нужно преодолеть реку Свирь, но моста вы здесь не найдёте: нужен паром. За небольшую плату вас переправят на другую сторону. Нужно предупредить, что приезжать нужно заранее: очередь может выстроиться большая. Само путешествие займёт не больше пяти минут.

Переплыв реку, мы направились к церкви Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой в 1695 году. Стоит она на холме с видом на Онегу. Из всего ансамбля Гиморецкого погоста до нашего времени сохранилась церковь, колокольня, ворота и часть ограды, хотя сам храм сейчас не действует.

Адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, д. Гимрека (Гиморецкий погост).

 Совсем недалеко, в Щелейках расположилась церковь Димитрия Солунского – ещё один - уникальный памятник народного деревянного зодчества. Храм и колокольня расположены на одной продольной оси. Оба сооружения связаны воедино деревянным мостиком-переходом. Если вам повезёт, как нам, на колокольню можно будет забраться и осмотреть окрестности сверху. Кстати, вблизи на двух берёзах есть самодельные качели.