Честно сказать, для меня немного странно смотреть в таком количестве российское кино, не разбавляя его никакими иностранными полотнами. В определенный момент создается впечатление, что, в основной своей массе, отечественный кинопродукт слишком безысходен, драматичен или, того хуже, трагичен. Как сказал мне в интервью режиссер Юрий Быков (его картина «Майор» принимает участие в конкурсе): «Когда показывают слишком много боевиков, хочется посмотреть «Сталкера», но когда слишком много сталкеров, к сожалению, тянет на боевик…». Наверное, потому среднестатистический зритель и взывает к режиссерам: «Хватит крови и мрака, мы хотим доброе кино со счастливым концом!» И зрителя можно понять, но также можно понять и режиссеров – каждый имеет право делать то, что ему хочется. Ведь подлинное счастье – это свобода.

Об этом говорит один из главных героев еще одного конкурсного фильма 24 «Кинотавра» «Интимные места», персонаж Юрия Колокольникова. Но в итоге его свобода ничем хорошим не оборачивается, а правят бал люди с массой комплексов. Нет, кино очень забавное, в особенности повеселил сочинский «перфоманс» с отключением света – во время просмотра картины в Зимнем театре он вырубался дважды, как потом выяснялось, в связи с подготовкой к Олимпиаде. Зрители в зале улюлюкали, хлопали в ладоши, но в итоге все дождались окончания сеанса. И уже только потом стали высказываться. Ксения Собчак написала в своем Инстаграмме: «Замечательный фильм… Смешной и очень свободный. Много мата, фаллоимитаторов и голых людей, но этот фильм – лишнее доказательство того, что можно делать кино откровенное, но совсем не пошлое! Боюсь только, минкульт наш не выдаст прокатное удостоверение...». Большинство других звездных персон картину не одобрило — Владимир Винокур вместе со своим другом Львом Лещенко лишь неодобрительно качали головами: «Как же такое можно показывать?». Впрочем, их женам понравилось. По крайней мере, так сказал Станислав Говорухин.

Кстати, именитый режиссер не раз заявлял, что ездит на «Кинотавр», поскольку именно здесь ему удается смотреть лучшее из того, что снимают российские режиссеры. Но Станислав Сергеевич явно кривит душой – в прошлые годы он не раз выражал свое недовольство конкурсными картинами отнюдь не в печатной форме, вскакивая во время сеанса со своего кресла. А потом и вовсе покидал зал. Немудрено, что во время фестивального показа его картины Weekend (стильном фильме, снятом в жанре нуар ремейке французской киноленты конца 50-х годов прошлого столетия «Лифт на эшафот»), один из молодых людей решил отплатить режиссеру его же монетой – подскочил со своего места как ужаленный, перепрыгнул через кресло и, громко заявив на весь зал: «Да, б…, достало!», выбежал в фойе. Скорее всего, это был «ответ» молодого человека на огромное количество убийств, показанных в картине… «Я больше не хочу ничего снимать. Куража нет, желания больше нет», - сказал явно будучи в расстройстве режиссер. Но позже взял свои слова обратно.

Обсуждают на «Кинотавре» каждый фильм, не боясь критиковать, удивляться и восхищаться все той же свободой, верой в лучшее и всепрощением. Ксения Анатольевна отметила также картину «Иван сын Амира» (о женщине, которая во время войны уехала в эвакуацию в Узбекистан, где стала третьей женой узбека, родила ему сына, а потом вернувшийся с войны муж нашел в себе силы все это принять и простить). Телеведущая, по ее заверениям, плакала в кино впервые за долгое время. И уверена – именно таких фильмов «о милосердии, мудрости и любви» не хватает зрителю, а вовсе не патриотических агиток вроде «Легенды №17».

Еще один фильм про такую тонкую субстанцию, как человеческие чувства — картина «Диалоги». Она о том, что мы хоть и говорим на одном языке, но так часто не слышим друг друга, не понимаем. И порой, чтобы достучаться до своих же друзей, приходится покончить жизнь самоубийством, как в одной из новелл картины, «День рождения». Однако наиболее бурно на фестивале встретили картину «Географ глобус пропил» Александра Велединского по одноименному роману Алексея Иванова. Простой фильм о нашей непростой жизни. О любви учителя географии и старшеклассницы, о том, как он сам устраивает личную жизнь собственной жены и своего лучшего друга. Фильм в чем-то перекликается с советской картиной «Доживем до понедельника», просто в центре – чувства и переживания современной молодежи, более жесткой, нежели в конце прошлого века. Картине аплодировали стоя. Вот такого доброго кино с легким налетом грусти действительно не хватает современному зрителю.