Бен Аффлек и актёр, и сценарист, и режиссёр. У него два «Оскара» (за сценарий к ленте «Умница Уилл Хантинг» и за фильм «Операция «Арго», режиссёром которого он выступил). И, несмотря на то что последнее время он предпочитает снимать кино, а не сниматься самому, иногда он делает исключения. Сейчас работает над образом Человека – летучей мыши – съёмки фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» в самом разгаре в Детройте. Но Аффлек смог найти несколько минут в своём напряжённом графике, чтобы поговорить про роль в «Исчезнувшей».

Что в изображении вашего героя Ника было самым сложным?
– Я сразу понял, что меня ждёт сложная задача сыграть героя, характер которого раскрывается по мере развития сюжета и соответственно меняется зрительское отношение к нему. И я, и Дэвид хотели, чтобы этот процесс трансформации смотрелся как можно реалистичнее и драматичнее. Для этого нужно было учесть множество мелочей. Ведь предстояло держать зрителя в напряжении, чтобы постоянно возникали вопросы: «Так это он сделал», «Нет, это не он», «Может, правда, он!»

А какие конкретно вопросы вы обсуждали с Финчером?
– Ну, к примеру, Дэвид говорил: «Смотри, твой герой никак не должен показывать тщеславие, он скорее мальчик для битья, которым все помыкают». И мне это нравилось. Терпеть не могу наигранное неправдоподобное тщеславие в кино. Знаете, с Финчером я бы мог сыграть и в экранизации телефонного справочника. Потому что он добивается невероятного реализма.

Мир стал злее. Ведь именно это исследует «Исчезнувшая»?
– Я думаю, что это зависит от каждого конкретного человека, который пытается создать вокруг себя злой мир. Как, например, все эти ужасные, злобные комментарии в Сети. Вы понимаете, о чём я? Есть люди, которые пропитаны злобой, и эту злобу они выливают в соцсети, интернет-комментарии, и всё это вентилируется и заполняет пространство. И в данном случае многим всё равно, что поливать ужасными комментариями: незначительные вещи или серьёзные проблемы, такие, как, к примеру, сложились в Ираке, Судане.

Думаете ли вы, что этот фильм отражает современное отношение к браку?
В целом книга про брак (в основе картины одноимённый роман Флинн Гиллиан. – Прим. ред.). Так что и фильм об этом же, но уже со взглядом Дэвида. И если у Гиллиан брак показан в извращённой форме, то в фильме это доведено до предела. Я считаю, что главная мысль в фильме – это то, что, вступая в отношения, мы надеваем маски, которые должны привлечь того, кто нам интересен. Какое-то время мы пытаемся жить и вести себя в соответствии с этой новой маской, ролью, но наступает критический момент, что часто бывает в браке, маски срываются и вся правда о человеке выходит наружу. Я думаю, что именно эта мысль объединяет все остальные сюжетные перипетии вокруг себя.

Не думаете ли вы, что подобное отношение к браку может вызвать споры?
– Дэвид как раз этого и добивается. У него есть свой взгляд, и он выступает провокатором, чтобы заставить поразмышлять. Я за 20 лет работы в кино не смог сделать ничего подобного, чтобы показать такой диалог между мужчиной и женщиной. И отношение к этому спору разное со стороны мужчин и со стороны женщин.

Вы видите что-то общее у этой истории и картин «Роковое влечение» или даже «Непристойное предложение», где зрители явно разделились в симпатиях к героям?
– Да. Думаю это проницательное наблюдение. Во всех этих фильмах есть наболевшие общие вопросы, волнующие и мужчин, и женщин. И во всех таких фильмах, как «Роковое влечение», «Война супругов Роуз», «Непристойное предложение», нет одного простого ответа.

Зато есть сложные вопросы.
– Да, и задавать такие честные вопросы сложно. Понятное дело, что не все обвиняются в убийстве собственной жены, как мой герой, или получают предложение за миллион переспать с твоей супругой, какое получил главный герой «Непристойного предложения». Такие придуманные ситуации лишь фон, на котором задаются вопросы про отношения, которые всех нас волнуют.

Легко ли вам на съёмочной площадке отдать бразды правления и быть просто актёром?
– Важно признавать главенство режиссёра на площадке. Ведь если он правит корабль в одну сторону, а ты пытаешься сбить курс, то ничего хорошего не получится. А с таким режиссёром, как Финчер, можно плыть куда угодно, хоть в шторм, хоть в штиль.

В фильме вокруг вашего героя и его истории с женой возникает небывалый ажиотаж СМИ. Как в жизни вы сами справляетесь с пристальным вниманием журналистов?
– Раньше я негодовал и выходил из себя, потому что считал, что меня представляют в неверном свете. Со временем я научился не обращать внимания. Мне всё равно, что обо мне могут подумать, я стараюсь просто быть собой.