Розничная торговля в будущем может пережить настоящий бум виртуализации. Такой прогноз сделали Metro эксперты отрасли. Зачем, к примеру, арендовать большую территорию под автосалон на окраине города с «выставкой» доступных моделей, если можно снять крошечный офис в центре и разместить всю информацию в цифровом виде. Так уже поступает американский производитель электрокаров премиум-класса Tesla. В помещении он ставит лишь пару автомобилей для образца. С помощью цифрового киоска и консультанта клиент может рассмотреть машину в деталях и принять решение по тест-драйву. Модель доставят в выбранное место и указанное время. Такой формат окрестили вебрумом (от шоу-рум – демонстрационная комната и веб  – Интернет).

Похожим образом поступила сеть Blue Nile, продающая бриллианты. Настоящих камней в их инновационном магазине нет. Задумка покупателям понравилась.

– Это продолжение идеи omni chanel – многоканальности продаж, – поясняет Владимир Хомутов, партнёр консалтинг-центра «Шаг». – Главный смысл её в том, что человек может начать процесс покупки на одной площадке – к примеру, в Интернете, а купить на другой – в обычном магазине или с доставкой. Всё это становится очень популярным, поскольку экономить на площадях – сейчас уже общемировая тенденция.

Подобный подход используется не только в автомобильном и ювелирном бизнесе – новый формат постепенно проникает в самые разные сферы. К примеру, в магазине одежды Bonobos (Нью-Йорк)  клиент заранее выбирает время посещения шоу-рума и нужные модели подходящих размеров. Покупки ему доставляют на дом. Старейший универмаг Нью-Йорка Macy’s перешёл на следующую схему. Покупатель выбирает в магазине на мониторе терминала товары, которые хотел бы примерить. На экране высвечивается номер примерочной кабинки, а нужные модели доставляются туда по трубе.

Грег Клейн, эксперт по розничной торговле, уверен, что виртуализация изменит ритейл.

– У людей не пропадёт желание ходить по магазинам только потому, что Интернет так быстро развивается, – говорит эксперт. – Так же, как не исчезнут магазины в современном понимании – некоторые товары в обязательном порядке хочется «пощупать». Но виртуализация поможет ритейлу стать ближе к потребителю и сократить издержки. И сделать покупки персональными, заточенными под вас.

Персонализация продаж – важнейший тренд современного ритейла, уверен Хомутов. И омниканальность позволяет добиться цели максимально быстро.

–  В США и в Европе такие технологии уже получили популярность при продаже косметики, оджеды, товаров для детей, вина, ювелирных изделий и так далее, – рассказывает эксперт. –  Российские продавцы ещё только учатся работать с таким инструментом. Продавцы всего мира, и российские в том числе, уже давно стремятся не столько к привлечению максимального количества потребителей, сколько к увеличению лояльной целевой аудитории.

Примеров масса. Starbucks, персонализирует отношений через специальное приложение. MediaMarkt в Москве спускается с электронными витринами в метро.

– К счастью, для маркетологов, вариантов общения с покупателями множество, – говорит Хомутов. – Ограничены они только бюджетом и фантазиями (знанием мировых новинок) специалистов. Но в этом же и главная проблема для маркетологов. Миграция покупателей из канала в канал, необходимость говорить на разных языках в разных каналах, снижение или отсутствие лояльности, а, главное, глобальное непонимание, как со всеми этими изменившимися покупателями работать. И работать новым специалистам по маркетингу придется вместе с IT-шниками, так как именно от их компетенции будет зависеть «бесшовность» взаимодействия всех площадок.