Эксперт

Хранитель Мытищинского историко-художественного музея Надежда Козловская

Самая ценная картина в нашем собрании – это «1956. Нью-Йорк. Бовери». Это произведение высокопрофессионального уровня, потому что в ней грамотно выстроена композиция, хорошо подобран колорит. Художник великолепно передаёт своё эмоциональное отношение к городу: он его любит, но понимает, что в нём одиноко и тяжело.

Наглядно раскрывается талант Абеля и на графике «Камера в Атланте». Одноцветными жёсткими линиями он передал всю атмосферу вокруг себя.

Цитата

Заместитель главного редактора «Российской газеты», писатель Николай Долгополов

«Он терпеть не мог, когда близкие называли его Рудольф Иванович, и любил, когда к нему обращались Вильям или Вилли».

 

Недавно в музее-заповеднике «Коломенское» по-шпионски тихо, без торжеств, открылась выставка картин художника-любителя и разведчика-нелегала Вильяма Фишера, более известного под именем Рудольф Абель.

Если художественная ценность картин Фишера признана экспертами, то сама жизнь разведчика до сих пор вызывает споры и покрыта тайнами.

Вильям Генрихович Фишер родился в Англии в 1903 году в семье русских немцев, высланных из Российской империи за революционную деятельность. С ранних лет он увлёкся живописью, после переезда в СССР даже поступил в Академию живописи. Вскоре его призвали в армию, где он полюбил радиотехнику.

– Фишер был большим радиолюбителем и мог собрать приёмник из подручных средств, – рассказал Metro заместитель главного редактора «Российской газеты» и автор книги о разведчике Николай Долгополов.

В 1927 году Вильям поступил на службу во внешнюю разведку СССР, работал во многих странах. После ВОВ его направили в США под именем художника Эмиля Гольдфуса для получения информации о ядерной бомбе американцев.

Фишера предал его связной Вик Хейханен, спившийся агент с неустойчивой психикой. Вик был отозван в Москву, но испугавшись этого, он попросил убежища в Штатах и рассказал всё, что знал. Так Фишер попал в лапы ФБР, где представился именем своего покойного друга-разведчика Рудольфа Абеля. Даже в тюрьме он не прекращал рисовать, создав несколько своих лучших произведений.

После возвращения в СССР он работал в отделе, название и деятельность которого до сих пор под секретом. Позже он вышел на пенсию и поселился на даче под Москвой.

Вильям Фишер любил рисовать, но это было далеко не единственное его хобби.

– Он любил разгадывать кроссворды и мастерить. На его даче была мастерская, где он возился с деревом, металлом, – рассказал Николай Михайлович. – Там до сих пор сохранилась беседка, которую он сам смастерил.

Фишер попробовал себя и в литературе. В 1967 году в журнале «Пограничник» под псевдонимом Иван Лебедев появилась его приключенческая повесть «Конец «чёрных рыцарей». Также он написал пьесу и несколько рассказов – тоже под псевдонимом.

– Я читал его повесть и могу сказать, что она хороша, – добавил Николай Михайлович.

Вильям Фишер был примерным семьянином, очень любил жену и дочерей.

– Всё, что говорят о его любовницах за границей – полная ерунда! Он однолюб. Свою жену любовно звал Элей, – заметил Долгополов.

Есть легенда, что знаменитую сцену о свидании Штирлица со своей женой в кафе Юлиан Семёнов придумал на основе запроса Фишера о встрече со своей женой Еленой в США.

– Это спорный факт, но мне об этом рассказывал последний связной Марка (такой позывной был у Фишера), полковник Юрий Соколов, – отметил Николай Михайлович. – По мнению Соколова, его донесение о просьбе Марка и мог прочитать позже Семёнов.

Тогда Фишер наотрез отказался от этой идеи, чтобы не выдать себя.

Художества Фишера смело можно назвать живописью

На сегодня точно неизвестно, имел ли Вильям Фишер полное академическое художественное образование, но ценность его произведений признана экспертами.

За свою жизнь он написал множество картин и этюдов, в том числе пейзажи, портреты и графику. На выставке в «Коломенском» представлены 33 его работы.

– Абель-Фишер – виртуозный рисовальщик, который обладал точностью линий и сюжета, – заявила  Metro куратор выставки в «Коломенском» Алла Сабенина. – Можно говорить о натуралистичности изображений, зоркости его взгляда. Он хорошо улавливал сам образ изображаемого, чётко передавал внутренний мир человека во взглядах, мимике.

Вильям Фишер всё время боролся за реализм в искусстве, спорил с художниками до хрипоты, что это направление спасёт живопись. 

– Вся живопись Фишера делится на два периода: советский (социалистический реализм), он писал картины до отъезда и после приезда в СССР, и американский. Самые удачные и интересные картины написаны им в тюрьме в США, – считает заместитель главного редактора «Российской газеты» и автор книги «Абель-Фишер» Николай Долгополов. – Картины были реалистичны и в то же время фантасмагоричны. 

Как две капли. Актёр, сыгравший Абеля, номинирован на «Оскар»

Новая политико-историческая драма Стивена Спилберга «Шпионский мост» рассказывает о холодной войне между СССР и США. В центре сюжета обмен между странами своими шпионами: сбитого над СССР лётчика Фрэнсиса Пауэрса меняют на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Фильм получил шесть номинаций на высшую награду Американской академии кинематографических искусств и наук – «Оскар». Среди них – за лучшую мужскую роль второго плана. На неё номинирован британский актёр Марк Райлэнс, сыгравший в фильме Абеля.

– Я видел этот фильм и могу сказать, что это картина похожа на правду, – считает заместитель главного редактора «Российской газеты» и автор книги «Абель-Фишер» Николай Долгополов. – Фишер в ней действительно изображён так, как и должен был быть. Может быть самая большая удача этой картины – актёр Райлэнс и его образ разведчика.

Действительно, актёр мастерски сыграл своего героя. Когда по сюжету Рудольфа Абеля ловят, Марк Райлэнс не показывает в кадре на протяжении всех допросов и суда никаких эмоций, он спокойный и «серый» – как настоящий шпион. На руку ему и чисто внешнее сходство с разведчиком. 

Получит ли Райлэнс свою статуэтку мы узнаем в ночь на 29 февраля.