Когда на территории районной больницы в Луге приземляется вертолёт, все ходячие пациенты бегут к окнам, а медперсонал высыпает на улицу посмотреть на это чудо.

– Сначала думали, что это я себе вертолёт купил и площадку во дворе построил, – смеётся главный врач Николай Чуприн. – Но теперь все знают, что винтокрылый аппарат приземляется, чтобы кого-то спасти. Людям эти визиты внушают надежду: если и с ними случится что-то, им обязательно помогут.

В Ленинградской области начала работать санитарная авиация. Правда, пока полёты проводятся в качестве эксперимента.

– Вертолётный центр Helidrive и правительство Ленинградской области заключили соглашение об организации санавиации, – рассказывает Metro сотрудник центра и автор проекта Дмитрий Козырев. – Выбрали две точки – больницы Луги и Гатчины, сделали вертолётные площадки.

Именно в Лугу стекается большое количество тяжёлых пациентов. Рядом проходит оживлённая трасса, случается много ДТП. В Лужском районе расположены садоводства, летом здесь отдыхают дачники из Петербурга, им тоже может потребоваться срочная госпитализация. Почему мы везём тяжёлых пациентов в Гатчину? Все просто: там находится клиническая больница, оснащённая самым современным оборудованием.

Схема уже отработана. Когда в Лужскую больницу попадает срочный больной, врачи звонят в вертолётный центр. Через пять минут пилот и два анестезиолога-реаниматолога уже находятся в оборудованном вертолёте, экипаж готов к взлёту. Ещё через двадцать минут они приземляются в Луге, во дворе больницы. На носилках переносят пациента в «винтокрылую неотложку», подключают к аппарату искусственного дыхания. И уже через полчаса тяжёлый больной – в Гатчинской клинической больнице.

300 МЕТРОВ НАД ЗЕМЛЁЙ

Журналист Metro увидел собственными глазами, как работает санавиация.
В этот раз пришлось забирать пожилую женщину с тяжёлым инсультом. Врачи-реаниматологи все 20 минут, которые длится перелёт из Луги в Гатчину, находятся в салоне рядом с пациенткой. Её подключили к аппарату искусственного дыхания.

Мы поднимаемся на высоту 300 метров. За бортом порывистый ветер, и наш полёт слегка затягивается.
– Болтанка не мешает? – спрашивает у врачей пилот Радик Абдиев. – Бесполезно переходить на ручное управление, всё равно будет качать.

– Всё нормально, аппаратура работает, мы рядом, – отвечают реаниматоры.
Во дворе Гатчинской клинической больницы вертолёт встречают главный врач, начмед и специалисты из скорой помощи. Женщину перекладывают на носилки и сразу же везут на обследование. Делают магнитно-резонансную томографию головного мозга, смотрят заключение врачей из Луги. В реанимации для неё уже приготовлено место.

Это седьмой рейс бригады санавиации за неделю. В Гатчинскую больницу уже были доставлены пациенты с диагнозами «инфаркт миокарда», «инсульт» и другими. Всем им оказана помощь.
– Это пилотный проект, – поясняет Дмитрий Козырев. – Просто в одном месте собрались люди, у которых есть опыт, возможности и, главное, желание. Решили показать, как может работать санавиация. В дальнейшем могут быть задействованы больницы в других районах, а главным центром должна стать областная больница. Только этот проект должна финансировать уже Ленинградская область. Такие решения принимаются в течение полугода. Весь этот период мы готовы продолжать эксперимент.

Факты
Санавиаторы работают на современных вертолётах BELL.
•    По словам специалистов, такие аппараты могут садиться в любой точке. Главное, чтобы в зоне приземления не было электропроводов.

•    Вертолёт имеет трансформируемую кабину с возможностью размещения двух носилок с пациентами. Она оснащена самым современным медицинским оборудованием.