Профсоюз работников ритуальных служб подготовил письмо мэру Москвы Сергею Собянину, в котором прозвучала просьба возродить государственные похоронные оркестры. В документе написано, что в России разрушен институт похоронных оркестров и профессия вымирает, поэтому нужно спасать эту отрасль.

Как пояснил председатель профсоюза ритуальных служб Антон Авдеев газете Metro, положительное решение данного вопроса может помочь, в частности, уличным музыкантам. "В их отношении вводятся серьёзные ограничения, появятся патенты, - сказал Авдеев. - В результате многие люди, владеющие музыкальными инструментами, могут остаться без работы".

Специалист считает, что вопрос похорон - государственный. "Вот поэтому и появилась идея обратиться в правительство Москвы, чтобы помочь таким людям, чтобы они работали при ГБУ "Ритуал".

Авдеев подчеркнул, что хоронить с оркестром нужно не только военных и чиновников, но и обычных людей. "Воззможность должна быть у каждого", - сказал он. - Ведь каждый из нас что-то делает полезное для страны".

Уличный музыкант Олег Мокряков посчитал предложение профсоюза "лёгким троллингом". Он сообщил, что в похоронную отрасль могут перейти максимум двадцать уличных музыкантов. "Они должны быть "духовиками", - отметил Мокряков в беседе с корреспондентом Metro. - А у нас, в основном, люди играют на гитаре, реже на скрипке, саксофоне. Там должны быть профессионалы, а у нас есть люди, которые не всегда в ноты попадают".

"А кто сказал, что музыка будет только духовая? - возразил на это Авдеев. - Она может быть разная. Просто у людей сформировался определённый штамп, от которого не избавиться".

Единственный в стране автор диссертации на тему похоронной музыки Маргарита Музыченко рассказала Metro, что ситуация в данной отрасли бизнеса непростая.

"Музыканты, занятые в ритуальных мероприятиях, должны быть профессионалами, а не как сейчас", - отметила специалист. - Нужна пропаганда, господдержка. Любой простой гражданин вряд ли позволит себе оркестр, но если государство поддержит отрасль, станет легче. И если появятся привлекательные рабочие места, придут профессионалы, качество исполнения похоронной музыки улучшится. Сознание народа тоже тогда изменится, появится национальная гордость".

Музыченко рассказала, что в похоронной музыке есть немало клише. "Люди думают, что есть одно-два сочинения - марш Шопена и адажио Альбинони, например. Это совершенно не так. Есть много сочинений светлого, красивого звучания. Они проливают свет на горюющие души, помогуают справиться с потерей, а не ввергать человека в пучину отчаяния. Есть и малоизвестные в широком кругу сочинения - к примеру, "Павана" Форе, написана в мажоре. Это произведение в минувшие века было танцем-шествием в честь усопших. Таких сочинений, на самом деле, сотни".

По словам Музыченко, в советское время похоронная музыка пользовалась господдержкой, но даже тогда случались казусы. "Во время церемонии прощания с Леонидом Брежневым после произнесения траурных речей началось движение с гробом вождя под похоронный марш Шопена - среднюю его часть. Аранжировка средней части для военного оркестра такова, что темп не совпадает с темпом движения людей с гробом. Музыка была выбрана принципиально неудобная для конкретного обрядового действия. Люди шли, расшатывали гроб - сами понимаете, чем это могло закончиться. Это один из показательных случаев". Вот почему, как считает специалист, в данной отрасли должны работать профессионалы.

"Музыку сейчас мало кто заказывает на похороны, - сказал Metro музыкант, пианист, менеджер музыкального коллектива Егор Рудомётов. - Это эксклюзив. Если раньше заказывали духовой оркестр, то сейчас этого почти никто не делает. Если музыкантов и зовут, то играют они не на кладбище, а на поминках. Как правило, это происходит, когда хоронят людей с европейским образом мышления, главу какой-нибудь компании, например. Там обычно нет всеобщей скорби, всё спокойно, играют джазовые композиции, или классику. Это какая-то фоновая музыка, чтобы разрядить обстановку. Никаких похоронных мелодий, но и без танцевальных, понятное дело. Хотя... смотря кого хоронят. Я один раз играл на еврейских похоронах, там была "Семь-сорок" и все танцевали. А ещё я несколько раз играл в крематории на органе".

Похоронные оркестры закрепились в России во времена Петра I. В 1930-е они существовали при Домах культуры. А в 1950-е при городской похоронной службе был создан духовой оркестр специально для траурных процессий.

Есть немало известных фильмов, в которых так или иначе затронута тема похоронной музыки. Достаточно вспомнить такие культовые картины, как "В джазе только девушки" или "Весёлые ребята".