В московском театре «Школа современной пьесы» предложили зрителю по-новому посмотреть на нашу классику – поставили спектакль по Н. В. Гоголю «Шинель/Пальто». Мы попытались «натянуть» на себя злосчастную шинель.

   О чём спектакль
Перекроить Гоголя по-новому
Создатели отходят от традиционной сюжетной линии «Шинели» Гоголя. Уже в первые минуты спектакля Башмачкина хоронят. Его жизнеописание ведётся в ретроспективе. Кроме того, действие начинается со скандала. Молодая девушка хамоватого поведения вбегает в зрительный зал во время похорон и «устраивает разборки» сидящему в первом ряду человеку – якобы он занял её место, а затем и администрации театра. Молодую девушку забирает к себе на сцену библиотекарь и как раз и рассказывает ей, не отличающей шинели от «Шанели», историю Акакия Акакиевича.

   На кого смотреть
Несыгранная роль Филозова
Роль Башмачкина изначально должен был исполнить народный артист России Альберт Филозов. Актёр скончался, и было решено изменить весь сценарий и убрать главного героя.  

Дмитрий Хоронько выступил в качестве альтер эго Башмачкина, а также стал автором музыкальной концепции постановки. Именно на Дмитрии и держится вокальная часть спектакля, которая там – всё. А вот Джульетта Геринг и Татьяна Циренина – библиотекарь и молодая особа – отвечают в основном за диалоги.

   Зачем смотреть
Берегите ваши пальто, граждане
В спектакле вас ожидает жанровая эклектика – историю Башмачкина зрителю рассказывают не только словами, но и на языке музыки, песни и танца. Особое напольное покрытие позволяет даже кататься актёрам на коньках. Это весьма впечатляет. Как впечатляет и театр теней, также использованный в постановке.

Кстати, представление не закончилось и после спектакля. Некоторые зрители в гардеробе не нашли своей верхней одежды, почти повторив судьбу бедного Акакия Акакиевича. Чтобы вас не пугать, скажем только, что ситуация разрешилась благополучно.

   Перлы
Потеряли героя за зрелищностью
Современное прочтение классики – это своеобразный эксперимент как для того, кто ставит её, так и для зрителя. В случае этого спектакля эксперимент произвёл неоднозначное впечатление. Вроде бы как всё шумно, пышно, эффектно. Много интересных, выразительных сцен: например, с метелью из бумажного снега или с тенью Башмачкина, которая то сидит за письменным столом, то бредёт по нарисованному Петербургу. Но в конце кажется, что подобными спецэффектами спектакль слегка перегружен. Так что герой и трагедия маленького человека немного стираются. 

 

     Мнения зрителей

  • Екатерина, 34 года, журналист: «Это очень клас­сная постановка в том смысле, чтобы обратить внимание на классику. Мне даже самой захотелось прочесть Гоголя...»
  • Елена, 53 года, домохозяйка: «Не то что потрясена, в смысле возмущена, но мне кажется, неформат».
  • Андрей, 45 лет, программист: «Мне вот понравилось. Гоголь как-то по-новому зазвучал. Тут есть своё очарование, и смотрится не пошло».
  • Сергей, 25 лет, аспирант: «Смотрелось эффектно, стильно, но общее впечатление... Оригинальный текст был разобран на лейтмотивы для песен».