Мероприятие ориентировано на раскрытие потенциала молодых исследователей в возрасте от 13 до 18 лет. Организаторами конкурса выступили университет ИТМО и Фонд «Время науки».

– В этом году в конкурсе участвуют 269 проектов из 47 регионов России, а также Украины, Белоруссии и Казахстана, – рассказал Metro президент фонда «Время науки» Илья Чистяков. – В жюри порядка 260 членов: это доктора и кандидаты наук, учителя, бизнесмены.

Наиболее перспективные и интересные разработки попадают в поле зрения экспертов, которые могут направить их развитие далее.

– Яркий пример: руководители одной из компаний-партнёров нашего конкурса 10 лет назад были его участниками. Сейчас это международная IT-компания, у них 3 офиса в разных странах мира. Конкурс помогает продвигаться дальше, – рассказал Metro специалист по связям с общественностью университета ИТМО Артур Ахмедов.

Корреспондент Metro прошёлся по выставке научных разработок и пообщался с их создателями. Чемпионы международной олимпиады робототехники в Катаре Евгений Лосицкий, Левон Погосов и Андрей Лакомкин представили комплекс для исследования вертикальных поверхностей.

Идея возникла как раз во время участия в олимпиаде в Катаре. Одной из тем была помошь человеку в опасных местах. Вертикальная поверхность подошла под это описание. Робот-исследователь, выполненный на базе конструктора Lego, поднимается по стене и проводит необходимые замеры, – рассказал Евгений Лосицкий.

Другой интересной и полезной разработкой стал автоматизированный комплекс по прогнозированию засухи. Что интересно, автором проекта выступила девушка.

– Цель проекта – мониторинг окружающей среды для хозяйственной деятельности. По сути это мобильная гидрометеостанция. Она самостоятельно перемещается и передаёт данные, – рассказывает разработчик Элла Набиева.

Олег Зобов спроектировал и собрал манипулятор, представляющий собой антропоморфную руку, детали которой выполнены на 3D-принтере, который Олег тоже создал самостоятельно.

– Этот прибор может пригодится небольшим предприятиям для автоматизации различных процессов, – пояснил автор.

Семиклассник Богдан Алексюткин из Москвы представил масштабный проект системы предотвращения пожаров в торфянниках.

– За год торфяные пожары могут уничтожить до 70 млн кубометров древесины, а это 700000 гектаров леса. Их очень сложно потушить, а малые очаги возгорания также сложно обнаружить, – рассказывает Богдан. – Согласно проекту, по всей территории торфянника прокладываются стальные трубы, которые соединены с насосной станцией, оборудованной резервуаром с водой. Тепловые датчики при повышении температуры выше пороговой отметки подают сигнал на станцию и участник возгорания заливается водой. GPS-приёмник, в свою очередь передаёт сигнал в ближайшую пожарную часть.

Один такой комплекс может охватить 4 квадратных километра территории. При разработке проекта для расчётов был взят трофянник «Радовицкий мох» в Московской области. Чтобы обеспечить безопасность всей его территории потребуется установить 21 станцию.

– После крупных пожаров этот торфянник затопили водой. На это ушло 2 млрд рублей. Проведя расчёты, мы выяснили, что оснащение его нашей системой обошлось бы в 600 млн, – добавил Богдан.

На соседнем стенде было представлено устройство помощи незрячим. Оно выполнено в виде шляпы, оснащённой специальными датчиками. Головной убор вибрирует, тем самым сообщая, насколько далеко тот или иной объект. Разработка уже была продемонстрирована во всероссийском обществе слепых, где дали ряд рекомендаций по её улучшению.

Учащийся петербургского автотранспортного электромеханического колледжа Евгений Бельский показал на конкурсе действующую модель автомобиля Audi Spider в масштабе 1:15.

– Модель оборудована двигателем внутреннего сгорания объёмом 2,5 кубических сантиметра. В задачи проекта входит освоение работы на станках с программным управлением, – рассказывает Евгений. – Некоторые детали выполнены с точностью до 5 микрон. Также был исследован режим использования однородной гомогенной объединённой смеси, которая позволяет увеличить КПД двигателя и уменьшить вредные выбросы. В дальнейшем этот решим будет исследоваться на реальном автомобиле «Ока».

Победители БНИК отправятся в составе российской команды в США для участия в международном конкурсе.