Это первая выставка, где картины написаны кровью. Сотрудники галереи следят за тем, как реагируют на кровавое искусство посетители.

"Великий и ужасный", "кровавый" – такие эпитеты сопровождают имя австрийского художника Германа Нитча. В России выставка основателя "венского акционизма" проводится впервые.

Вход на выставку свободный, но в галерею в Скарятинском переулке так просто не попадешь – секьюрити цепким взглядом определит возраст и вежливо поинтересуется целью визита.

– Лица до 21 года не допускаются. Желающих обмануть нас пока не было. Приходили, правда, две девушки, которые сказали, что им по 20 лет. И что они студентки-медики. Ну, что один год решает? Я честность оценил и пустил их, – рассказывает репортерам Metro Игорь, сотрудник службы безопасности, который за время работы в галерее начал причислять себя к искусствоведам.

Игорь проводит для нас экскурсию, поясняя, что настоящая кровь на картинах та, которая бурая. Три зала разделены белыми полотнищами. Сотрудники охраны предупреждают гостей, что за каждой шторкой их ждет довольно жесткая фото- или видеосъемка.

– Я заметил, что девушки реагируют гораздо спокойней мужчин. Хотя казалось бы, слабый пол, – делится наблюдениями секьюрити. За десять дней работы экспозиции галерею посетили 170 человек. Подавляющее большинство – молодежь, которую относят к числу "студентов". Публика идет подготовленная, некоторые даже знакомы с историей творчества Германа Нитча.

– Главное – настроиться правильно, – считает Игорь. – В поликлинике тоже не очень приятно находиться, но мы терпим. А если девушки способны сидеть и полчаса смотреть видео, значит, интересно.

Видеозал – это смысл выставки. Нитч привез в Москву архивные записи акций в своем замке Принцендорф. На глазах людей, заплативших деньги за участие в перформансе, телят и свиней убивают и разделывают. Под руководством художника волонтеры пьют кровь животных, смешивают ее с внутренностями и виноградом, обмазываются этим с ног до головы и делают еще много чего странного.

Игорь, секьюрити: "Если бы у нас тут, как в музее, сидели старушки-смотрительницы, они бы долго этого не выдержали".

Эксперт Вместа протеста – игнор

Ирина Новожилова, зоозащитник:

– В 1992 году по российскому телевидению показали, как художник Кулик зарезал поросенка в галерее. В 2004 году привезла свои фотоинсталляции украинка, уехавшая в Швецию. Она выкупала на бойне животных и препарировала их, чтобы затем делать фотографии. Это актуальное искусство, когда важно привлечь внимание. То есть не нарисовать картину, а сходить под картину. На Западе давно поняли, что самый большой удар для таких деятелей – не замечать их, поэтому никаких акций протеста не проводят. Народ выбирает жесткий игнор. Иначе они кричат, что художник должен быть свободен, а это уже черный пиар.