Мнение эксперта

За разъяснениями мы обратились к сотруднику Российского военно-исторического общества Дмитрию Хазанову. Он ответил: "В ночь на 22 июля начались массированные налеты вражеской авиации на Москву, город и его жители с тревогой и надеждой ждали исхода этой беспримерной воздушной битвы. Как мы теперь знаем, силы ПВО столицы, прежде всего, наши лётчики-истребители, не позволили противнику нанести существенные поражения родному городу, превратить его в развалины. Однако борьба шла ожесточенная и длительная – ведь на Москву летали наиболее опытные экипажи люфтваффе, с успехом разрушавшие ранее Варшаву, Роттердам, Лондон, налетавшие сотни часов в ночном небе.

Уже в начале августа 1941 года советское командование осознало, как трудно ночью сбить хорошо вооруженные и бронированные вражеские бомбардировщики и стало представлять к наградам после буквально каждого подтверждения одержанных побед. И хотя уничтоженный младшим лейтенантом В.В. Талалихиным из 177-го полка в ночь на 7 августа "хейнкель" "Львиной эскадры" не был ни первым, сбитым под Москвой тараном, ни первым, тараненным ночью, летчика представили к званию Героя Советского Союза, о подвиге Виктора Васильевича узнала вся страна.

Здесь, в районе Подольска, летом и особенно в октябре 1941 года состоялись десятки боев, погибли многие немецкие и советские самолеты, включая МиГ-3 героя ночного тарана Виктора Талалихина, поэтому без дополнительных данных нельзя однозначно утверждать, тот ли самый бомбардировщик найден поисковиками".

Поисковый отряд "Истокъ" обнаружил возле посёлка Добрыниха немецкий самолёт "Хейнкель-111". Есть сведения, что это тот самый бомбардировщик, который в ночь на 7 августа 1941 года был протаранен советским лётчиком Виктором Талалихиным. 

– Мы анализировали документы, опрашивали очевидцев, – рассказывает Metro командир поискового отряда Кирилл Низамутдинов. – Два человека видели, как самолёт падал и горел ночью. Кроме того, мы получили архивный немецкий снимок, аэрофотосъёмку, на нём увидели пятно на опушке леса, где самолёт упал. Когда приехали на место, уже через пять минут всё и нашли.

В Псковской области обнаружили останки Ил-2, разбившегося в 1943 году

Одна бабушка, живущая неподалёку, рассказала, что четыре немецких лётчика были погребены где-то в окрестностях. В ходе раскопок стало понятно, что их похоронили прямо там, где упал самолёт.

– Мы пришли с металлоискателями, нашли много рваной обшивки, – продолжает рассказ Низамутдинов. – Попадались пулемётные гильзы, разорвавшиеся в огне, оплавленный алюминий. Маленькие лопаточки, мастерки, кисти использовали при эксгумации останков. Попадались хрупкие вещи – куски ткани, части парашютных ремней. В одном из обломков нашли слипшийся комок. Выяснилось, что это агитлистовки. 

Опознавательных жетонов у погибших немецких лётчиков не было. И всё же Низамутдинов уверен, что это тот самый немецкий бомбардировщик, который был протаранен Талалихиным:

– Перемываем сейчас останки самолёта, пытаемся узнать его номер. Но сейчас мы уверены на 95 процентов, что это тот самый "Хейнкель". По координатам, типу самолёта, количеству погибших всё сходится.

Самолёт "Хейнкель-111" – большой, двухмоторный. У Талалихина был истребитель И-16, и его удар о немецкую глыбу оказался для немцев смертельным.

– Сразу Талалихин немцев не сбил, хотя его самолёт тут же, камнем, рухнул, – говорит Низамутдинов. – А "Хейнкель-111" успел ещё пролететь где-то восемь километров. Странно, что немцы сразу не выпрыгнули. Возможно, хотели совершить аварийную посадку. Как следует из показаний местных жителей, только один лётчик выпрыгнул. Он висел на парашюте на дереве. Его сняли и захоронили с остальными.

Кроме того, специалисты поискового отряда выяснили, что все бомбы остались на борту немецкого бомбардировщика.

– От многих зажигательных бомб остались хвостовики-стабилизаторы, где-то около пятидесяти нашли. Самолёт "Хенкель-111" мог нести две тонны бомб. Естественно, если сбросить такой груз на жилой район, будет много пожаров.