Если у дома Каиргали Куенбаева собираются полицейские, пограничники и ветеринары, скотовод знает: его непоседливые верблюды снова совершили преступление – ушли в Казахстан. Иногда, правда, это не верблюды, а овцы или лошади. В любом случае Каиргали понимает, что в очередной раз попал на крупную сумму: придется платить штраф пограничникам и полиции, а ветеринарам отдавать деньги за анализ крови у нарушителей границы.

Каиргали живет в селе Меловое Саратовской области – в пяти километрах от границы.
– Отец мой всю жизнь занимался лошадьми, передал мне табун по наследству, я его увеличил, – рассказывает журналисту Metro Каиргали. – Теперь у меня четыреста лошадей, тысяча овец. А пять лет назад начал разводить верблюдов. И если бы не государственная граница, то я бы давно уже стал миллионером.

Предъявите пропуск

У Каиргали Куенбаева уже взрослые дети. 33-летний Тюлеген живёт с отцом, помогает по хозяйству, дочери вышли замуж и разъехались. Чтобы навестить отца, каждый раз им приходится выписывать пропуск. Процесс этот долгий и муторный, поскольку местные пограничники Куенбаева не любят. Предполагают, что он незаконно продаёт своих лошадей в Казахстан. Правда, пока это только подозрения.

– Переезжать мне некуда, где я скот пасти буду? – рассуждает Куенбаев. – Животным, к сожалению, не объяснишь, что нельзя переходить вспаханную полосу. А их, как назло, так и тянет на ту сторону – как будто в Казахстане трава слаще. По весне кобылицы жеребиться за кордон бегают, возвращаются уже с приплодом. У пограничников начинаются вопросы. А все из-за того, что нет для скота никаких преград. Протянули бы проволоку – животные бы не бегали к казахам, паслись бы мирно на территории Российской Федерации.

Пять лет назад скотовод Куенбаев задумал разводить верблюдов. Животные неприхотливые и выносливые. Вот только заводчик не выяснил, насколько независимый нрав у этих животных.
– К дому они приходят только зимой, когда в степи еда заканчивается, – говорит Каиргали. – А так пасутся где хотят. Оставляют следы на вспаханной пограничной полосе. Пограничники вызывают ветеринарную службу. Медики считают, что если животные зашли за сто метров, то обязательно чем-нибудь заразились. В результате раз в месяц горбатые питомцы сдают кровь на анализ, а я оплачиваю. Зато с полной уверенностью могу сказать, что мои верблюды абсолютно здоровы. У них лучшая шерсть и мясо в Саратовской области.

Факты
Сухопутная граница Казахстана с Россией имеет длину 7512,8 км и является одной из самых протяжённых границ в мире.

•    Чтобы пересечь границу, гражданам России и Казахстана не нужны заграничные паспорта. Но без документа, удостоверяющего личность, «за границу» не попасть.

•    По данным пограничной службы, чаще всего государственную границу незаконно пересекают граждане Таджикистана и Узбекистана. Причём нарушители двигаются в обе стороны. Кто-то идёт в Россию в поисках работы, а кто-то возвращается домой.

•    В Озинском районе Саратовской области примерно четверть населения казахи по национальности. Часть из них жили здесь долгие годы, часть переехала после развала СССР. У каждого третьего жителя Озинского района есть родственники по ту сторону границы.

Восточные ворота России. Казахи приезжают за знаниями

В самом центре приграничного посёлка Озинки стоит огромный глобус. На нём отмечен только один населённый пункт. Установил памятник малоизвестному райцентру директор местного колледжа Валентин Монин.

– Наши Озинки все называли краем земли, а на самом деле мы восточные ворота России, – считает Валентин Васильевич. – Так что жителей Востока в Озинках теперь встречает земной шар, его наши студенты, россияне и казахи, сделали и разрисовали.

Директор колледжа знает, о чём говорит. В соседнем Казахстане работают столяры, сварщики, автомеханики, парикмахеры и повара – выпускники из Озинок.

– В принципе, мы могли бы специалистами обеспечить все Поволжье и часть Казахстана, – говорит Монин. – Казахи у нас всё время учились. Правда, сейчас количество учащихся с каждым годом уменьшается. Паспорта в Казахстане выдают с 16 лет, у нас учатся дети с 14. Дом – в нескольких десятках километров. Естественно, всем хочется на выходные домой. В результате возникают проблемы с пограничниками, и студенты становятся невыездными, продолжают обучение у себя на родине.

На двух языках
По суше Россия граничит с 16 странами. За этот год журналист Metro побывал в большинстве из них. Практически во всех маленьких городах, расположенных на границах с Россией, иностранцы активно изучают русский язык. В финской Иматре открыли несколько «русских» школ.

Латвийские, литовские, эстонские, украинские, казахские и другие города и поселки, расположенные возле границы с «большим соседом», русский язык не забывали с момента развала Советского Союза. Даже в Китае русский язык изучают в школах, вузах и самостоятельно. Говорят, коверкая слова, допуская неимоверное количество ошибок, но объясняются без проблем.

Жители приграничных российских городов такого рвения к изучению иностранных языков не проявляют. Мы слишком большие и величественные, чтобы изъясняться с соседями на их языке. А зря. Ведь, как известно, побеждает тот, кто больше знает.