В поселке Раменское Дмитровского района Подмосковья в минувшую пятницу сгорела психиатрическая больница №14. На момент пожара в здании находился 41 человек, но выжить удалось лишь троим: медсестре Виктории Спиридоновой (Волковой) и двум пациентам, которых она успела вытащить из горящего здания. 

Что привело к гибели стольких людей? Есть ли шанс на спасение у тысяч других пациентов подобных клиник? Выводы экспертов неутешительны.

Спящий персонал 

– По словам медсестры, когда начался пожар, она спала. Женщина проснулась от сработавшей пожарной сигнализации, выбежала в коридор и увидела, что горит кресло,? рассказали журналистам на месте трагедии представители полиции.

Спать персонал клиники не имеет права – за это в приличных больницах жестко штрафуют.

– У нас в клинике на ночь остаются четыре человека,? сказала Metro заведующая отделениям ГБУЗ НСО ДНКПБ №3 Нелли Петрова (фамилия изменена). – Медсестра, санитар, санитарка и врач. Все они работают сутками, спать им нельзя – только врачу четыре часа за ночь положено.

Врач-психиатр высшей категории Виктор Ханыков считает, что такое отношение персонала к больным возникает из-за низкой зарплаты.

– Медсестры получают даже меньше четырех тысяч в месяц, – раскрыл финансовую часть вопроса Ханыков.? Конечно, за такие деньги они будут сами спать крепче пациентов. Нужно повышать зарплату и нанимать квалифицированный персонал, который в экстренном случае сможет что-то сделать.

Долго ехали
пожарные

– Услышала мелкие постукивания, как будто дождь идет, – рассказала Metro бывшая медсестра баба Зоя, работавшая в психбольнице больше сорока лет. – Выглянула в окно – столб огня до небес. Пожарные приехали через час, тушили долго.

Деревянное здание больницы сгорело быстро, хоть и было пропитано противопожарной жидкостью. 

– Машины действительно ехали долго, – рассказал журналистам директор Департамента надзорной деятельности МЧС Юрий Дешевых.? Они направились по кратчайшему пути. Дорога была плохая, поэтому ехали больше часа.

Техника, высланная на подмогу из других мест, ехала вдоль Канала имени Москвы. Она могла быстрее прибыть на место ЧП. Но по этой дороге попасть к клинике можно только на пароме у деревни Мельдино. А переправа через канал не работала – судоходный сезон еще не начался. Из-за этого пожарным пришлось возвращаться в Дмитров. Машины проехали лишние 100 километров.

 Курение в здании

Приоритетная версия возникновения пожара у  следствия – неосторожное обращение с огнем. Одна из бывших медсестер Мария Белозерова уверяет, что правила больные постоянно нарушали и много курили.

– Запрещают, конечно, но пациенты все равно курят, – сказала она Metro.

Другая экс-медсестра ей противоречит.

– С девяти утра выстраивалась очередь за папиросами: каждому из шкафа выдавали по одной раз в час до девяти вечера, – подчеркнула Валентина Хацановская. – Зажигалок у больных тоже не было? подкуривали им санитарки.

Эксперты не отрицают версию возгорания из-за курения.

– Родственники больных часто нарушают правила? приносят запрещенные вещи, – поделился своими соображениями психиатр-криминалист Михаил Виноградов. – В том числе зажигалки, спички, сигареты. Больные потом курят ночью под одеялом – не хватает санитарок для того, чтобы следить за всеми.

Отсутствие мужчин

Во время ночного дежурства в здании сгоревшей клиники из персонала были лишь три женщины. Они физически не могли вытащить людей из горящего здания. 

– Нужно нанять мужчин на дежурство – они бы смогли помочь больным выбраться,? считает глава Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. – Еще для безопасности следует сделать систему пожаротушения, которая может залить очаг возгорания водой, поставить решетки, открывающиеся нажатием одной кнопки, и строить больницы из материалов, которые не горят.

Сильнодействующие лекарства

По словам представителей МЧС, все пациенты были найдены в кроватях, почти никто бежать из горящего здания не пытался.

– Лекарства, которые принимают больные во всех клиниках, вызывают крепкий сон,? сказал Михаил Виноградов. – Утром их обычно приходится долго будить. Можно сказать, что пациенты таких клиник при пожаре обречены.