Член Общественной палаты Российской Федерации Руслан Хамзаев предложил отделить в магазинах продажу алкоголя от продажи продуктов питания.

- Выкладка алкоголя никак не регулируется законом, часто можно встретить полки со спиртным поблизости от кассовой зоны или же в самом высокопроходимом месте супермаркета. Тем более что этот продукт можно рекламировать в местах продаж. Бутылки с пивом, вином и водкой видят дети, и это неправильно, - цитирует пресс-служба Общественный палаты слова автора инициативы.

Обсуждение данной инициативы запланировано на начало сентября, после чего согласованные с бизнесом поправки предполагается внести в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Сообщается, что к обсуждению будут приглашены представители Росалкогольрегулирования, ритейлеры и производители спиртных напитков. По информации пресс-службы ОП, последние – не против идеи Хамзаева.

Розничным магазинам предлагается рассмотреть два варианта безопасной для детей продажи спиртного. Первый — формат «магазин в магазине», когда алкогольный отдел закрыт от остальной продукции и имеет собственную кассу.
Второй вариант — организация секции алкоголя вдали от кассовой зоны и рядов с продуктами питания. Вынести оттуда спиртное к кассам можно будет лишь в непрозрачном пакете с ценником, чтобы другие покупатели в очереди не видели, что именно купил человек.

Целью инициативы Общественной палаты явлется сделать спиртное открытым только для тех, кто специально пришёл за ним в магазин.

Однако отмечается, что пока остается открытым вопрос, какие варианты выкладки алкоголя подойдут для несетевых магазинов малой площади, где торговля ведется из-за прилавка и бутылки и банки со спиртным соседствует на полках с безалкогольными напитками и продуктами.

Глава ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков поделился с Metro своим мнением о данной инициативе и рассказал, к чему это может привести для несетевых магазинов:

- У меня есть два варианта: в лучшем случае – это глупость, а в худшем – лоббирование интересов сетевых структур. В 2004-2011 годах в Петербурге был отработан механизм установления гегемонии торговых сетей: на мелкую розницу стали распространяться методы административного давления – начиная от схемы размещения и вплоть до сноса торговых точек, и давления экономического – в мелкой рознице из ассортимента изымались определённый товары (например, пиво было приравнено к алкоголю) и в результате покупатели шли к сетевикам. Теперь же, когда мелкая розница почти зачищена, решили заняться несетевыми магазинами, - пояснил Третьяков.

В целом, по мнению собеседника Metro, глядя на все законодательные инициативы последнего времени, складывается впечатление, что их авторы изучили только механизмы запрета. Однако, «один кнут без пряника работать не будет», заключил Алексей Третьяков.