Как музею досталась эта квартира на Большой Пироговской?
Это был очень долгий путь. Ещё до того, как я пришёл в музей Булгакова, разрабатывались концепции его развития и их создатели уже тогда искали возможность использования новых помещений для музея. Победителем стала сборная команда Италии и России под руководством Габриэле Филиппини.
Конечно для меня первой задачей на посту директора стал поиск возможностей для решения этой задачи. Как мы с вами понимаем, в Москве найти новое пространство для музея не самая простая задача. Мы продолжаем двигаться в разных направлениях. Одной из самых серьёзных тем были мемориальные пространства. В Москве есть два места жительства Булгакова, которые сохранились до наших дней: это комната в коммунальной квартире №50 на Большой Садовой и та самая Пироговская, где 13-го мая мы открываем первую выставку. 
Так сложилось, что квартира 50 невероятно популярна и известна из-за романа “Мастер и Маргарита”. Вместе с тем, на Пироговской Булгаков и жил дольше, и именно на Пироговской была написана первая редакция романа, который в последствии стал «Мастером и Маргаритой». Там была написана пьеса «Бег», «Кабала святош», там Булгаков работал над “Мольером”. Это место невероятно важно ещё и по той причине, что там происходили переломные для судьбы писателя события. Именно живя там, Булгаков написал письмо советскому правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе». Сюда звонил Булгакову Сталин. Именно в эту квартиру он въехал со своей женой Любовью Белозерский, а уехал оттуда уже с Еленой Сергеевной Булгаковой в ту квартиру в Нащокинском переулке, которая, к сожалению, не сохранилась. 

А что с ней произошло?
Это была знаменитая писательская надстройка. Распространённая в Москве история, когда старые дома надстраивали, чтобы преодолеть жилищный кризис. Эта надстройка появилась в начале 30х годов. С этим связаны почти детективные события, абсолютно булгаковскийй сюжет, – с одной стороны это квартирный вопрос, а с другой так остро нелюбимая Булгаковым советская литературная среда. Надстройка была очень плохая. Жильцы жаловались что им слышно, что говорят соседи, и так далее и может быть отчасти поэтому этот дом и не дожил до наших дней. Он был разрушен в 78-м году, что стало большим ударом для исследователей советской литературы довоенного времени, потому что там жил не только Булгаков, но и многие-многие известные писатели. Вот такая история.
А если говорить про Пироговскую, то там десятки лет находилась диспетчерская ДЕЗов и ЖЭКов, там сидели слесари, лифтёры, электрики. Не только квартира Булгакова, но и прилегающие к ней территории оказались заняты такой конторой.

Это, наверное, и к лучшему.
Я даже не буду рассказывать о тех впечатлениях, которые получили сотрудники музея, впервые попав туда, когда только-только выехала диспетчерская. Но благодаря тому, что случайным образом это помещение в наши дни оказалось принадлежащим городу, нам в каком-то смысле повезло, потому что по решению города и благодаря усилиям Департамента культуры Москвы  оказалось возможно разместить там музей. 

Окажись там частная квартира, наверное, выкупать было бы просто нереально. 
Сложно было бы. 

После выставки, которая откроется 13-го числа, это пространство закроется на ремонт. Что там происходит сейчас?
Сейчас там готовится экспозиция. Мы приводим в порядок  небольшую часть помещения,, самую интересную мемориальную часть.

Там что-то осталось с булгаковский времён кроме стен?
Для нас главное, что эти стены помнят Булгакова. Большая Пироговская улица, которая когда-то называлась Девичьем полем и  Большой Царицынской, сохранила большое количество исторических зданий. Если мы посмотрим на особняк, который виден из окна Булгакова, мы увидим тот же самый вид, который представал перед его глазами, когда он работал на «Мастером и Маргаритой». В архиве Мосгорнаследия мы нашли фотографическую съёмку, которая делась при подготовке генплана Москвы в начале 30-х годов, там очень хорошо видны дома. Дом на Пироговской тогда выглядел иначе - он тоже был надстроен после войны, а так дом был ниже и выглядел по-другому, – а остальные дома чудом сохранились.
Близость Новодевичьего монастыря, вид на монастырь в перспективе улицы, особняки, которые до сих пор стоят на этой улице, – это всё место, где жил Булгаков. И по невероятному стечению обстоятельств аллея, которая ведёт от нового пространства музея к Малой Пироговской, идёт к зданию медицинского общежития, где Булгаков останавливался в первые дни, когда приехал в Москву в сентябре 21-го года. Это было ещё до Большой Садовой. Это было место, куда приехала его супруга Татьяна Николаевна Лаппа и где он остановился буквально на несколько дней по знакомству. Он приехал в Москву, как оказалось, навсегда, и так удивительно совпало, что этот район важен для Булгакова не только из-за одной квартиры. Ну и, конечно, Новодевичий монастырь, описанный в романе “Мастер и Маргарита” и в других произведениях, который был важным для него московским символом, знаковым местом.
Надо сказать, что ещё лет 20 назад, когда обсуждалась идея создания музея Булгакова, очень многие исследователи и активисты в том числе предлагали делать музей Булгакова именно там, на Большой Пироговской. Но тут понятно, что популярность 50й квартиры, конечно, в какой-то момент пересилила.
Однако появление нового музейного пространства никак не отменяет развития музея и по прежнему адресу.

После открытия музея на Пироговской планируется какая-то экспансия в близлежащий сквер Девичьего поля, вроде той, что периодически происходит на Патриарших?
Мы очень надеемся, что музей станет заметным и кроме того пространства, которое нам передано, он сможет благотворно повлиять и на пространство, окружающие дом. Первые планы связанны со сквером, который расположен прямо под окнами будущего музея. К счастью, тут город тоже пошёл нам навстречу и в ближайшее время планируется благоустройство этого места, которое сейчас выглядит грустно и немного заброшено. Мы очень надеемся, что какая-то наша ставшая уже привычной уличная активность продолжится и там хотя совсем необязательно в тех же формах, что и на Патриарших. Это всё же разные места и разные форматы.

Возвращаясь к новым пространствам. В концепции Филиппини предполагалось использовать чердак дома на Садовой как часть музея. Удалось чего-то достигнуть в этом направлении?
Это к слову о готовности частных собственников участвовать в развитии культурной среды. На мой взгляд этот вопрос актуален и для города в целом. Мы постепенно выходим из своих квартир, в городе много происходит в последние годы с общественными пространствами. Но выясняется, что парки и скверы поддаются развитию проще, чем дворы и подъезды. У дома 10 на Большой Садовой до сих пор осталось несколько жителей и люди, которыми принадлежат остальные помещения. Для того, чтобы развивать культурную деятельность в этом пространстве, нужно договариваться, а это довольно сложно, когда в процессе много участников. 

Чердак кем-то используется?
Нет-нет. Как я и говорил, конкурс на концепцию развития музея – это был конкурс идей. Мне идея использовать чердак как пространство музея очень нравится, я очень надеюсь, что когда-нибудь это произойдёт.

Вы наверное со всеми жильцами перезнакомились, когда делали проект «Дом на Большой Садовой»
Да. Это было очень интересный проект, одной из задач которого было не только получить максимум информации о соседях Булгакова, но и узнать наших нынешних соседей, познакомиться с ними. Это пример проекта, который даёт какую-то почву для объединения людей. Не только нынешних жителей дома, но и тех семей, которые жили здесь на протяжении его более чем столетней истории. 

Вы этот проект как-то продолжаете или он ограничился одной выставкой?
На самом деле с этим проектом, к счастью, довольно много чего происходит. Мы с самого начала не собирались ограничиваться выставкой – она была лишь промежуточной частью большого исследования, не только архивов, но истории повседневности, при том наших современников в том числе. Мы с самого начала мечтали о том, что нам будут помогать семьи, жившие в этом доме, и удивительным образом это произошло. Нами был дан импульс, мы много сделали для того, чтобы люди, которые имеют отношение к этому дому и что-то о нём помнят, узнали о сайте, зашли на него, почитали о своих соседях. Это вызывает в людях такой тёплый эмоциональный отклик и они включаются в процесс. Мы и придумывали этот проект как ответ на реально существующий запрос жителей повспоминать о том, что происходило в этом доме. Большие жилые дома в центре объединяют людей. Когда проходит время, остаются в основном приятные воспоминания, и людям хочется встретиться с теми, с кем они дружили во дворе, поговорить. Локальная история такая, но это один из самых приятных проектов для нас.

Жители уже встречались между собой?
Да, мы устраивали встречи в музее. Это было очень смешно, на самом деле. Они смотрели старые фотографии, комментировали, вспоминали людей, вспомнили случаи, которые происходили. Музей в первую очередь знаменит булгаковский временем, но булгаковское время не ограничивается датами жизни писателя. И Елена Сергеевна Булгакова очень много делала для изучения его творчества и популяризации. Это всё довольно близкая нам история. Иногда удивительно встречать людей, которые разговаривали и дружили с Петром Петровичем Кончаловским, который в 1910-м году создал студию в доме на Большой Садовой. Сегодня я встречался с Борисом Николаевичем Любимовым, который много раз сидел в гостях у Елены Сергеевны и которому Елена Сергеевна давала читать машинопись «Мастера и Маргариты» за два года до её первого издания. Это очень близкие нам истории, поэтому меня возможность заниматься такими проектами очень увлекает. Они дают возможность оживлять то, что уже стало истории.

Раз уж коснулись популяризации. Не секрет, что большинство знает Булгакова именно как автора «Мастера и Маргариты», а с другими его произведениями не знакомо. Планируете как-то рассказать посетителям музея о менее известных работах?
Конечно. В этом смысле есть вечная дилемма: удовлетворять существующие культурные запросы или создавать новые. Конечно мы хотим и создавать новые тоже. Поэтому мы посвящаем выставки, которые проходят в музее и которые будут проходить в этом году вне музея, другим произведениям Булгакова. Мы делали выставку и о «Дьяволиаде», и о «Записках юного врача», и о «Багровом острове" и истории его постановки. Мы планируем выставку о «Записках на манжетах». И Будет большая юбилейная выставка тоже будет посвящена совсем не только «Мастеру и Маргарите». Больше того, выставка, которая пройдёт в октябре и ноябре в Новом Манеже, будет построена вокруг двух биографий Булгакова. С одной стороны это тот Булгаков, которого знали современники: успешный драматург, автор прошедшей с невероятным успехом во МХАТе пьесы «Дни Турбиных», писатель с трудной судьбой, автор нескольких полуфантастических произведений, друг, муж, актёр, который сыграл яркую роль в "Пиквикском клубе» в МХАТе, сотрудник Большого театра. И с другой стороны как раз этот образ Булгакова, связанный с романом Мастер и Маргарита, который известен почти всем: то ли настоящий Булгаков, то ли Мастер, какой-то загадочный человек в шапочке с умными глазами. Этот образ оброс многими подробностями, своей мифологией и несуществующими биографическими подробностями. Противопоставить биографию Булгакова, которую писал он сам, той, которая создавалась после его смерти мы и хотим. 

Булгакова как врача ещё пытаются популяризовать и в нашем и в иностранном кинематографе. Правда, всё-таки делая фокус на морфии.
Я думаю, что ещё «Собачье сердце» не нуждается в нашей помощи. Всенародно любимая книга, любимый фильм. Вообще если проследить за культурной жизнью, то можно сказать, что, к счастью, Булгакова не обходят вниманием и его произведения не забываются: одновременно две блестящие постановки «Записок покойника» в Москве, недавняя постановка пьесы «Бег» и многое другое. К счастью, до сих пор ставят и снимают. 

Скажите, а с киевским музеем вы как-то сотрудничаете сейчас?
Музеи сотрудничали и сотрудничают до сих пор. К сожалению вряд ли у нас получится в этом году сделать совместные выставки, но мы с большим уважением относимся к работе киевских коллег и стараемся поддерживать с ними все возможные связи.

Политическая ситуация как-то повлияла на ваше сотрудничество?
Я думаю, что если бы жизнь сложилась немножко по-другому, то мы смогли бы сделать совместную выставку. Но, если говорить не только о музейной работе, но и о науке, которой занимаются в обоих музеях, то к счастью у нас ещё столько работы, что на всех хватит.

Если возвращаться обратно в Москву, в май – что вы приготовили ко Дню рождения Булгакова кроме Пироговской?
День рождения Булгакова приходится на выходные. В эти дни можно будет увидеть старт Булгаковского фестиваля на Патриарших прудах, который пройдёт с середины мая до середины июня. Мы постараемся совместить всё то, чтобы мы проводили на Патриарших совместно с музыкантами и театрами. Мы постарались взять то, что и нам, и нашим посетителям, и местным жителям, кажется лучше всего: камерные, чаще всего вечерние события, связанные с литературой и музыкой. Это и музыка времени Булгакова, 20х-30х годов, и классическая музыка, поклонником которой был сам Булгаков. 

Я так поняла, что Большой тоже будет участвовать.
Мы надеемся, чтобы артисты Большого театра будут участвовать в музыкальной программе фестиваля. Но мы стараемся делать не просто концерты, а концерты со смыслом, с аккуратно и внимательно собранной программой, чтобы это было не просто развлечение, а ещё и возможность узнать что-то новое как раз о тех малоизвестных страницах биографии Булгакова. Например, о его работе в Большом театре. Он был либреттистом и занимался там литературной работой. Как большой меломан и любитель опер, он работал на операми. И те очаровательные черты профессора Преображенского, вот эта знаменитая сцена, когда он собирается успеть на второе действие «Аиды», - это с одной стороны автобиографические черты, а с другой очень важный культурный контекст, в котором жил и работал Булгаков. И именно для того, чтобы рассказать о нём мы планируем не только прочитать сами тексты, но и встроить их в достойный контекст, дать им булгаковское звучание. Всё-таки это удивительное место со своими правилами. Оно не для рок-концертов, а для чего-то, как нам кажется, созвучного с булгаковский временем. 

Последние лет двадцать появляется огромное количество проектов по изменению Патриарших прудов, то там хотят поставить дьявола, вылезающего из примуса, то ещё чего.Как на ваш взгляд должны выглядеть Патриаршие пруды?
У меня есть любимая фотография Патриарших прудов, сделанная прямо с кромки воды, с берега. Не было гранитных низких набережных, был земляной склон – наверное, это было 30-й год - фотограф спустился вниз и сфотографировал пруд со стороны Малого патриаршего переулка: вид на дома, которые сохранились до сих пор, деревья у пруда и лодку посреди пруда с какой-то весёлой компанией. Из-за этой лодки сразу вспоминается первая глава романа «Мастер и Маргарита». Там, помните, девушка в лодке громко смеялась в какой-то момент. И мне кажется, что Патриаршие пруды должны быть такими. Здесь не нужно ничего слишком сложного. Это место, которое удивительно сохранилось с тех лет. Это место, которое, несмотря на то, что происходило с ним с тех пор, удивительно сохранило атмосферу и нам главное сохранить именно её. Это не значит, что не надо делать ничего, но почти это.
Мы как-то разговаривали об этом с профессором МАРХИ Евгением Ассом, который живёт на Патриарших очень давно, с детства, и мы с ним говорили почти о том же, о чём сейчас с вами. Отвечая на этот вопрос он рассказал замечательную историю про французских архитекторов, которые выиграли конкурс на реконструкцию площади в городе Лиль, а потом провели исследование и вернули деньги властям города, сообщив свой вердикт – их исследование показало, что с этой площадью всё в порядке.