Молодой российский учёный Дмитрий Лопатин, работающий в Краснодаре, на днях узнал, что краевая прокуратура подала апелляцию на решение Прикубанского райсуда, приговорившего его к трём годам условно. Гособвбинение требует для кубанского "кулибина" 11 лет лишения свободы по статье УК РФ - за контрабанду психотропного вещества.  Корреспондент Metro связался с Лопатиным, заказавшем вещество в Китае во время разработки инновационных гибких солнечных батарей.

Напомним, защита Лопатина строится на том, что тот якобы не знал, что вещество запрещено на территории России и входит в список психотропных.

Психологически на вас как-то давит вся эта ситуация? - спрашиваем мы у Лопатина.
Стараюсь отвлекаться на работу, чтобы происходящее не сильно влияло на наши результаты. Мне сильно помогла организация "Опора России", в частности - подразделение по инновациям, и его руководитель Дмитрий Самарский. Они помогли мне с адвокатами. Если бы не их помощь, возможно, я сейчас сидел бы. Помогают также родственники, друзья. Будем продолжать разработки. Вообще, раньше я думал, что в России можно вести дела так же, как в Европе или Америке. Но теперь появились на этот счёт сомнения.

Какие выводы вы для себя сделали?
У меня большая загруженность - я работаю по 14 часов в день. На тот момент, когда нужно было определяться с веществом для разработки гибких солнечных батарей, у меня не было денег. По правилам, нужно было нанять таможенного представителя, который решил бы все международные дела. Из-за недостатка денег мы этого не сделали. Сейчас я понимаю, что лучше было взять кредит в банке, нанять специалиста, который мог бы проконтролировать международные поставки, и который знает российское законодательство.

Так получилось, что мне нужно было не токсичное вещество в качестве растворителя. У нас же было вещество токсичное, и, самое страшное, канцерогенное. У меня или же у тех, кто со мной работал, появлялся риск лет через десять получить онкологическое заболевание. Меня это не радовало, да и для производства это было не очень хорошо, поэтому я стал искать аналог, более безопасный.

Судебные разбирательства как-то тормозили вашу творческую деятельность?
Да, поскольку я не мог выезжать за границу. У нас есть международные исследовательские проекты, соответственно, возникали трудности. Меня приглашали на выступление в Корею, но я не смог поехать, вместо меня поехал другой человек.

Гибкими солнечными батареями, из-за разработки которых вы пострадали, интересуются в Индии. Какое будущее у проекта?
Думаю, и в России, и в других странах в них может быть заинтересованность. Особенно в южных странах. В Индии 30-40 процентов населения не подключены к электросетям. Одна из программ в Индии - подключить всё население к электроэнергии. Поэтому разработка сильно их заинтересовала, и в конце 2013 года они ко мне обратились.

Рассматриваете ли вы возможность в будущем переехать за границу?
У меня на самом деле был выбор. Когда мне предъявили обвинения, мне нужно было заниматься образцами солнечных батарей, чтобы показать их в Индии. Я туда уехал, пробыл в Индии неделю, и мог там остаться. Но понимал, что в России остались сотрудники в лаборатории, которые знают, как всё это нужно делать. Мне было бы трудно самому с этим справляться. Поэтому я вернулся, хотя знал, что открыто уголовное дело.

Несмотря на последние события, наверняка вы разрабатываете какие-то новые интересные проекты?
Конечно. Например, сейчас у меня есть проект по созданию беспроводной зарядки для мобильных устройств. К счастью, никаких веществ заказывать теперь не нужно - это, в основном, приборостроение.

В случае успешной реализации проекта - какое у него будущее?
Сейчас процессоры на мобильниках становятся всё более производительными. Соответственно, они потребляют всё больше энергии. Аккумуляторы за этими темпами не успевают. Телефоны уже за сутки разряжаются.

Есть разные пути решения проблемы. Можно увеличить ёмкость аккумулятора, можно уменьшить потребление энергии аккумуляторами, а можно сделать что-то вроде внешнего дистанционного аккумулятора.

Мой способ такой: есть станция зарядки в виде роутера, и она раз в две минуты ищет телефон в зоне зарядки. Если такой телефон появляется, то роутер находит его и направляет на него поток энергии (ультразвук и радиоволны). За счёт этого телефон может заряжаться. Человек при этом может перемещаться.

Приведу пример. В аэропорте в часы пик розетки для мобильников всеми заняты. Люди скапливаются рядом с ними как вокруг костра. Мой тип зарядки может распространяться на некоторое количество потребителей, так что никто обижен не будет. Таким образом, пассажиры могут сидеть в зале ожидания и не переживать за свои телефоны.

Мы уже сделали опытный образец, радиус действия - около метра. Показали устройтство различным производителям мобильной техники - Sаmsung, МТС. Корейцы хотят, чтобы радиус был три метра, и это достижимо. Если выйдем на такой уровень, можно запустить производство. На эту разработку я получил грант.

Более подробно о ситуации с веществом читайте здесь.