Загородные дома и коттеджи от кризиса пострадали серьезнее обычных петербургских квартир. Цены на недвижимость за чертой города упали практически до минимума, а выбор объектов просто колоссальный, утверждают участники рынка.?

Участники "Круглого стола":

Невелева

Светлана Невелева, группа компаний "СТИНКОМ", советник руководителя

Елена Бухарова

Елена Бухарова, руководитель отдела маркетинга "Группы компаний "УНИСТО Петросталь"

Людмила Юшина

Людмила Юшина, руководитель направления загородной недвижимости АН "Прогаль"

Екатерина Никандрова

Екатерина Никандрова, маркетолог-аналитик "Петрополь"

Мария Студенцова

Мария Студенцова, начальник отдела маркетинга группы компаний проекта "Кивеннапа"

Что произошло на рынке загородной недвижимости за кризисный год?

Прогаль: Кризис все поставил на свои места. Цены, которые были завышены, вернулись на допустимый уровень. Вызваны они были ажиотажным спросом, который выравнивал к максимальному уровню цены объектов разного качества. Сегодня спрос упал, но не пропал. Покупают дома и участки те, кто сохранил стабильный уровень доходов, кто видит ценность загородной недвижимости для повышения качества жизни. А такого выбора объектов, который существует сейчас, наверно, никогда не было. Некоторые люди не могут купить то, что некогда планировали, но при сохранении интереса к загороду просто выбирают объект в более низком ценовом сегменте. И потом будут его улучшать по мере финансовых возможностей. В этом выгодное отличие загородного дома.

Петрополь: Спрос сместился в сторону готовых объектов; проекты, которые находятся на начальной стадии реализации не пользуются спросом из-за высоких рисков. Элитные дома по-прежнему покупаются, хоть темпы продаж и снизились. А из сегмента бизнес-класса спрос сместился в сторону более дешевых домов эконом-сегмента.

Кивеннапа: Маркетинговые исследования, проведенные нами после начала кризиса, показали, что сейчас покупатели чаще интересуются домами из более экономичных материалов, предпочтения сместились в сторону меньшего метража домов. Проанализировав новые предпочтения покупателей, мы пересмотрели концепцию нашего предложения и дополнили портфель проектов новыми вариантами. Мы стали предлагать клиентам дома не только из газобетона и дерева, но и дома, выполненные по каркасно-панельной технологии. В нашем поселке стали строиться еще и объекты небольшого метража (дуплексы от 44 кв.м., коттеджи от 56 кв.м.). В базовом варианте все объекты выполнены с черновой отделкой, что также позволяет снизить стоимость.

Унисто Петросталь: Сезонных всплесков продаж, которые до кризиса случались в августе, и сезонных спадов, которые случались, например, в июне-июле, не наблюдается. Такие пики в кризис не повторяются. Летом, когда весь рынок ожидал спада продаж в недвижимости, мы решили оставить рекламу в таком же объёме. Вопреки всей статистике за прошлые годы, в 2009 году были хорошие продажи и превзошли в значительной степени наши ожидания. А вот осеннего всплеска продаж мы так и не дождались.

В новой экономической реальности все компании вынуждены быстро ориентироваться и подстраиваться под новые условия и тенденции рынка.

ГК "СТИНКОМ": Мы на себе ощутили кризис не тогда, когда он начался, а когда его уже нельзя было не замечать. Кризис - это, как "волк" - санитар леса. Он почистил ряды, выбросив с рынка много непрофильных, непрофессиональных игроков, которые как раз приводили к смуте, ощущения сверхпредложения на рынке и путали аудиторию, что каждый месяц появляются новые поселки и нужно еще подождать. На нем остались либо инвестиционно стойкие многопрофильные компании, либо профессиональные девелоперы -застройщики. Начало кризиса ударило по городскому рынку. В городе застройщики работали на встречных инвестициях. Они брали кредиты, строили, а люди покупали, опять же занимая у банков и собираясь отдавать всю жизнь. Застройщики загородного рынка не были избалованы банками. Их не особо стремились инвестировать, и их клиентам также было трудно получить кредит и ипотеку. Загородка вошла в кризис в лучшей ситуации, чем городской рынок. Были собственные инвестиционные запасы. Сейчас тяжелее. В прошлом году был всплеск приобретений - люди вкладывали деньги. Изменились риски, связанные с недостроем. В малоэтажных проектах они теперь ниже, чем в высотном городском строительстве. Первичка сейчас не растёт, вторичка - наоборот. Но это не мешает развиваться новым коттеджным комплексам.

Интерес к загородной недвижимости высокий?

ГК "СТИНКОМ": Да, но приобретают в результате даже меньше, чем мы ожидали в кризис. Люди готовились приобрести землю и дом до кризиса. Тогда деньги хранили в рублях. Случился коллапс. Потенциальные клиенты поняли, что самое лучшее - это бивалюта. Треть в рублях, евро, рублях. Теперь они ждут, когда, к примеру, доллар хоть немного отыграется. В результате мы имеем ситуацию отложенного спроса. А между тем сейчас удачное время для сделок, застройщики снижают цены, придумывают акции и бонусы. Как только доллар чуть отыграется, цена пойдёт вверх.

Петрополь: В кризисный период спрос на загородную недвижимость падает, поскольку загородный дом не является предметом первой необходимости по сравнению с городской квартирой, в условиях ограниченных денежных средств люди предпочитают решать более насущные задачи.

Кивеннапа: А мы уже ощущаем более предметный характер спроса. По сравнению с началом и серединой года сейчас фиксируется небольшой рост количества реальных сделок. Все больше людей готовы приобретать недвижимость. Об этом же говорит и большой интерес к приобретению недвижимости, проявившийся на прошедших в начале октября выставках "Жилищный Проект" и "Ярмарка Недвижимости". Количество обратившихся к нам людей с вопросами по недвижимости значительно выше, чем то, что мы видели весной. Тут сказывается как отложенный спрос, формировавшийся с осени 2008 года, так и позитивные сигналы рынка о начавшейся стабилизации.

Поведение клиентов изменилось?

ГК "СТИНКОМ": Да, люди стали более внимательными к документам, гарантиям, проверяют застройщика. Часто посещают поселки, отслеживают, что сделано за какой-то промежуток времени, следят за сайтами, рекламными кампаниями, мониторят новые цены. Таким образом, они организовывают продавца. До кризиса подавляющее большинство брали рассрочку даже, когда она не была нужна. Сейчас к этому прибегают гораздо реже. А те, у кого рассрочка была, либо быстро погасили займы, либо испытывают проблемы с оплатой.

Петросталь: Теперь покупатели приходят уже подготовленными и реально торгуются. Это более агрессивное и разумное поведение. Они разбираются в договорах, спрашивают, можно ли убрать какие-то пункты, то есть грамотность растёт.

Петрополь: Покупатели стали требовательнее и к качеству самих объектов недвижимости. Очевидно, что после кризиса спросом будут пользоваться качественные дома в коттеджных поселках, обладающих хорошо проработанными концепциями.

Кивеннапа: Наш опыт также показывает меньше заинтересованности в ипотеке. Однако, есть большой интерес к рассрочке, предоставляемой нашей компанией: до момента сдачи жилого объекта такая рассрочка является беспроцентной и это привлекает многих потенциальных покупателей загородной недвижимости.

Объектов стало больше?

Прогаль: Предлагаемых в рекламе объектов больше. Но ведь некоторые из них выставлены, как говорится, "для разведки", на пробу желаемой продавцом цены. К сожалению, некоторые агентства подают в рекламу объекты, даже не имея договора с владельцем, определяющего серьезность его намерений. Иногда цена завышена, продавец рассчитывает "на удачу". А реально выставленных "на продажу" объектов, с правильным соотношением цены и качества - приблизительно столько же, как и раньше.

Раньше компании больше представляли объекты в рекламе, теперь сразу оперируют ценами.

Петросталь: Это так. Все понимают, что покупателям сложно выложить всю сумму за квартиру. Поэтому на рынке возникают предложения по рассрочке, а первоначальный платёж может составлять от 5 до 50%. Бывает даже 0%, если по гибкому графику выплачивают деньги. Единицы предлагают и фактически ипотечные условия. Покупатели эконом-сегмента больше ориентируются на Интернет и рекламу в метрополитене.

Кивеннапа: Нужно обращать внимание на то, что некоторые компании могут заявлять в рекламе цену, которая значительно отличается от фактической стоимости объекта. Мы всегда рекомендуем покупателям уточнять, что именно включено в заявленную рекламную стоимость жилого объекта.

ГК "СТИНКОМ": Именно по этой причине включать цену в рекламу не стоит. Нужно создавать имидж проекта. Если в целевом сегменте нами интересуются, то в первом же телефонном разговоре они получат всю коммерческую информацию. Люди, которые строят для себя, покупают мечту, стиль. Сколько стоит стиль? У каждого он разный.

Петрополь: С началом кризиса содержание рекламы не сильно изменилось. Но надо разделять рекламу объектов элитного класса, для потенциальных покупателей которых важна не столько цена, сколько престиж объекта или его места, и объектов класса эконом, для покупателей которых цена является одним из решающих факторов. Поэтому в рекламе первых акцент делается на визуальный образ объекта, а в рекламе вторых - на цене.