Юлия Косецкая,
руководитель отдела анализа банковских услуг портала Банки.ру

– На мой взгляд, закон носит скорее популистский характер. Возможность получить дополнительную выплату в размере 300 тыс. рублей для вкладчика неочевидна и несет в себе риск. Данное возмещение доступно только при наличии средств, вырученных от реализации конкурсной массы банка-банкрота. Вопрос - хватит ли этих средств на выплаты всем вкладчикам обанкротившегося финучреждения, которые подпадают под эти условия? В какой очередности между ними будут производиться компенсационные выплаты? Поэтому говорить об эффективности нововведения можно будет только после возникновения прецедентов – получения вкладчикам реальных дополнительных выплат. Необходимо убедиться на практике, что новый механизм выплат работает. Пока гарантированной суммой возврата по-прежнему остается 700 тыс. рублей.

Фёдор Поспелов,
президент банка "Траст"

– И до принятия указанного закона вкладчики получали возмещение сверх 700 тыс. рублей. Речь идет о выплатах, которые компенсируется из фонда страхования вкладов и имущества банкрота после формирования конкурсной массы. И АСВ, и физические лица, имеющие вклады в банке-банкроте, относятся к первой очереди кредиторов. Однако, в соответствии с действующими сейчас правилами, имеющаяся конкурсная масса распределяется равномерно между всеми кредиторами первой очереди - то есть каждый, условно, получает в среднем 11 копеек на один рубль. До кредиторов второй, третьей и четвертой очередей, если мы говорим о банках, в которых все совсем плохо, дело просто не доходит – они ничего не получают.

– Что дает новый закон? Теперь среди кредиторов первой очереди выделяются своего рода «приоритетные» кредиторы, которых пропускают вперед. Ими являются физические лица, если объем их требований к банку, после получения 700 тыс. из фонда страхования вкладов, не превышает 300 тыс. рублей. Данные вкладчики получают компенсации в приоритетном порядке, а не в соответствии с равномерным распределением конкурсной массы между всеми кредиторами первой очереди. Это не означает, что во всех случаях им будет выплачено возмещение в 300 тыс. рублей, но у них будет существенное преимущество в получении этих денег.

– Нововведение, безусловно, жизненно, насколько жизненно – сказать сложно. У каждого банка, у которого отзывается лицензия, своя экономика. В каких-то ситуациях средств полностью хватает на удовлетворение требований кредиторов первой очереди, и еще что-то остается на вторую-третью очередь. В других – не хватает категорически. Каждый случай - индивидуален. Сейчас при недостатке конкурсной массы, чаще всего, АСВ предъявляет к ней самые большие требования. Поэтому установление приоритетной очередности физических лиц с требованиями до 300 тысяч рублей в целом многократно повышает их шансы на получение этих средств. В этом есть несомненное движение вперед. И с этой точки зрения - принятие закона и тот факт, что АСВ согласилось на такую формулировку, можно только приветствовать. Стопроцентной гарантии нет, но это значительно лучше, чем механизмы предыдущей системы. Сейчас, насколько мне известно, Агентству по страхованию вкладов в среднем удается компенсировать за счет конкурсной массы порядка 11 копеек с одного рубля, затраченного им. Несомненно, у вкладчиков, претендующих на возмещение 300 тыс. рублей, эти показатели будут лучше. В какой степени будут компенсироваться суммы в 300 тыс. рублей - будет ли это 30%, 50%, 70% - посмотрим, покажет практика применения нового закона.

– Любые меры, направленные на увеличение шансов физических лиц возместить их вклады, являются позитивными. Новый закон - это один из таких шагов. Если сравнивать с обсуждавшимся ранее предложением – просто повысить планку гарантированной компенсации из АСВ до 1 миллиона рублей – то, конечно, принятая мера менее благоприятна для вкладчиков. Поднять планку до 1 млн рублей без увеличения поступлений в АСВ – представлялось экономически невозможным. Соответственно, было принято паллиативное решение, которое позволяет, с одной стороны, улучшить положение вкладчиков, с другой – не накладывать дополнительную нагрузку на расходную часть бюджетов банков, входящих в систему страхования вкладов.

Надежда Куликова,
начальник управления депозитных и расчетных продуктов Банка Хоум Кредит

– Эта поправка действует в интересах вкладчиков, а значит, мы ее безусловно поддерживаем. Это нововведение может способствовать повышению доверия со стороны крупных вкладчиков к банковской системе. А вот насколько она будет действенна – покажет время.