Настасья Иванова, директор Национальной дистрибьюторской компании

– О том, что Россия глобально зависима от импорта лекарственных средств ни для кого не секрет. Сегодня доля зарубежной продукции составляет 77 и 56% отечественного лекарственного рынка (по стоимостному и натуральному объемам), причем почти четверть поставляется фармпредприятиями Германии, активно поддержавшей санкции против России. Дело даже не в том, что медикаменты – это стратегически важная продукция. Вопрос в том, что именно из-за рубежа к нам идут инновационные, современные и потому наиболее эффективные лекарства - главная проблема российской фарминдустрии.

– У нас принят стратегический документ, регулирующий импортозамещение в лекарственной сфере - ФАРМА-2020, согласно которому через шесть лет 90% всех препаратов из списка важнейших должны производиться в России. Но пока до его реализации очень далеко, а без политической воли и финподдержки Сколково и Внешторгбанка, реализовать эту госпрограмму будет невозможно.

Иван Данилов, редактор портала Pharm-MedExpert.Ru

– На данный момент никаких санкций и ограничений на ввоз лекарств со стороны США и ЕС нет и они маловероятны. Производство медпрепаратов входит в тройку наиболее прибыльных мировых рынков, поэтому никто добровольно отказываться от продаж лекарств в Россию не будет. А вот, что касается ответных действий с нашей стороны то, судя по реакции Совета Федерации, такое возможно, но лишь в самой малой части - в отношении безрецептурных лекарств, у которых есть отечественные аналоги, а также БАДов и витаминов (частично уже попавших под применение «экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ»). Однако, вероятность введения санкций против именно лекарств можно оценивать как низкую.

– Тем не менее, такая вероятность все же остается и уже это плохо, кроме того, такие заявления вызывают обеспокоенность населения. Примеры есть. Например, диабетики начали массово закупать импортный инсулин, препараты комбинированной терапии для лечения сахарного диабета, и инсулиновые шприцы. Эта продукция более чем на 90% производится за рубежом, в первую очередь в странах, которые поддерживают санкции.