Согласно информации, извлечённой из «чёрного ящика», второй пилот авиалайнера Germanwings 28-летний Андреас Лубитц умышленно убил 150 пассажиров в Альпах. Он отказался открывать дверь кабины пилотов и начал резкое снижение самолёта. Немецкие СМИ сообщают, что его стаж исчислялся всего 630 часами полётов. Работать на компанию он начал в сентябре 2013 года, пройдя все психологические тесты перед началом работы. Metro поговорило с Ронаном Хабертом, экспертом по авиационной технике безопасности и специалистом в области психологической готовности к массовым катастрофам в Бюро архивов авиационных катастроф (ВЗА) (швейцарская организация, которая собирает данные о мировых авиакатастрофах – Прим. ред.).

Что такое психология и менталитет пилотов?
– Конечно, они постоянно находятся под давлением и переживают стресс. Им приходится справляться с погодными условиями, грозами и так далее. Но за последние десятки лет мы не наблюдали никаких особенных проблем. Это первый суицид, произошедший на борту самолёта европейской авиакомпании. Последний такой случай был 25 лет назад. Поэтому риск, что такое может произойти, практически нулевой.

Как определить, что у пилота есть суицидальные наклонности?
– На этот вопрос сложно ответить, потому что это происходит ежедневно с нормальными людьми. Вот он проснулся утром, в течение дня он вёл себя адекватно, но вдруг он решил покончить с собой. Мы не знаем, по каким причинам он решил покончить с собой, так как он не оставил сообщений. Сложно представить, что лётчик мог бы пойти на такое, поскольку в авиации безопасность превыше всего. Но пилот всё же обычный человек! И как любой человек в мире он может принять неверное решение. Разумеется, если в компании замечают, что пилот плохо выглядит, что-то не так с его цветом кожи и так далее, его не пустят в кабину пилота и вызовут ему доктора. Ни один авиаоператор не хочет брать на себя такой риск. Получается, что в Germanwings никто и представить не мог, что Лубитц сделает что-то подобное.

Ronan Hubert

Ronan Hubert

Какая разница между самоубийством и терактом, когда это происходит на борту самолёта?
Да, когда пилот решает покончить жизнь самоубийством у штурвала, он убивает людей, которые находятся в салоне самолёта. Но, с моей точки зрения, мы не можем сравнивать эти два понятия, потому что у них разные мотивации.

Что нужно делать, чтобы предотвратить вот такие катастрофы?
Авиабезопасность во всём мире находится на самом высоком уровне. Относительно психологических тренингов, которые проводят в каждой авиакомпании, у меня даже нет сомнений, что там работают лучшие психологи и операторы. Опять же пилоты обычные люди. Всё может быть просто прекрасно, но однажды и у них тоже может что-то пойти не так. Две тысячи человек совершают самоубийства ежедневно в мире, и это практически никак нельзя предотвратить.

Но может быть замена пилотов роботами может решить проблему?
Я не думаю, что если в кабине пилота не будет людей, всё хорошо сработает. В любом случае эти роботы будут управляться людьми и будут способны что-то сделать с самолётом. Или робот может сломаться, и тогда снова может произойти крушение. В любом случае есть риск.