- Игорь Кириллович, как вы можете прокомментировать поступившую от ВС Швеции информацию?

- Если коротко ответить на ваш вопрос, то я позволю себе банально процитировать старика Конфуция: "Трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет". В 1981 году, действительно, советская подводная лодка С-363 из-за грубейшей навигационной ошибки села на мель в район главной базы ВМФ Швеции "Карлскруна". С тех пор лодка получила международное шутливое прозвище "Шведский Комсомолец", поскольку тогда наши лодки имели наименования «Ярославский Комсомолец», новосибирский, челябинский…

- Но сейчас же нет никаких подтверждений этой информации.

- С тех же пор шведы поют развесёлую песню "Whiskey on the Rock" – "Виски на скалах" - по классификации НАТО лодка 613-го проекта, 363-я, называлась «Виски» - слова для этого выбирали наобум. Дай бог, пели бы они эту песню и всё было хорошо, но с тех пор ежегодно примерно в одно время кидается клич «Русские идут!», а точнее «Русские плывут!». И происходит это как раз перед рассмотрением военной составляющей шведского бюджета. Тогда говорят о том, что советские, а теперь и российские подводные лодки появляются у берегов Швеции и необходимы дополнительные ассигнования на усиление противолодочной обороны. Потом это на какое-то время прекратилось, а сейчас почему-то возникло снова. Никогда не было приведено никаких достоверных фактов о том, что наши лодки действительно заходили туда. Потом выяснялось, что ими оказывались косяки рыбы, маленькие стаи нерп, полузатопленные старые рыболовные сети. Никогда это не находило официального подтверждения, тем не менее, кроме последнего времени, выходило с завидной регулярностью.

- Чем сейчас ВС Швеции объясняют свои предположения?

- На сегодняшний день, шведы говорят не о конкретно русской подводной лодке, а дают такую непонятную формулировку, как «подводная активность». Они предъявляют какую-то фотографию – белёсое пятно на воде и говорят: «Это вот подводная активность, мы продолжаем поисковую операцию». Мало того, они говорят, что наша подводная лодка, скорее всего потерпела бедствие в территориальных водах Швеции, выполняя разведывательную миссию, а теперь русские от неё отказываются и не хотят спасать своих моряков, появилось даже конкретное имя лодки: «Дмитрий Донской». Это тяжёлый атомный подводный крейсер водоизмещением 48 тысяч тонн. Базируется он на Северном флоте и ни при каких обстоятельствах не может попасть на Балтику. Атомные лодки – ни наши, ни чьи-либо другие никогда там не базировались в соответствии с международными конвенциями. Их там не было, и не будет.

- А как Вы прокомментируете сведения о том, что в Калининград с подлодки якобы поступил сигнал бедствия?

- Как они пишут, передача сигнала об аварии была на русском языке. Такого быть не может. Подобные сигналы заранее приготовлены и передаются в течение нескольких микросекунд, и передаётся только его номер, соответствующий определённой аварии. Запеленговать его практически невозможно. И уж, тем более, невозможно определить источник приёма этого сигнала. Они говорят, что сигнал принимался в Калининграде. Учите физику за 6-й класс, как распространяются радиоволны. У нас к сожалению ещё не изобрели передачу сигнала по прямой. Направленной передачи сигнала нет.

- Какие действия предпринимаются на субмарине в случае реального ЧП?

- Если на лодке происходит серьёзная авария – что делает нормальный командир – он тут же принимает манёвр аварийного всплытия в надводное положение. Далее он передаёт сигнал об аварии, затем выкидывает за борт специальный буй, который при соприкосновении с морской водой сразу же начинает передавать сигнал SOS с указанием координат аварии. Если же лодке не удаётся всплыть, она выпускает этот буй через специальное устройство. А дальше проводится спасательная операция с участием надводных кораблей. Раньше ещё были спастельные лодки, которые ложились рядом на грунт, они назывались «Ленок». И были реальные случаи спасения экипажа, когда люди в гидрокостюмах выходили с затонувшей лодки в лодку спасательную. Но сейчас их нет. Таких лодок было всего две. В своё время старые списали на металлолом, а новых не построили.