На прошлой неделе стало известно, что московские власти планируют застрить историческую территорию фабрики «Красный октябрь».

За комментарием относительно этой инициативы Metro обратилось к представителю общественного движения "Архнадзор" Константину Михайлову.

Как вы относитесь к планам столичных властей заняться застройкой территории фабрики "Красный октябрь"?
– Стоит учесть, что Мосгорнаследие заверило, что ничего ценного там не пострадает. Так как конкретики проекта мы не видели, позиция "Архнадзора" сводится к следующим пунктам.

  • Первое – проект должен быть вынесен на общественное обсуждение не только с Архнадзоров и общественными защитниками, но и квалифицированными экспертами в области градостроительства и охраны исторического наследия.
  • Позиция №2: при соблюдении всех требований городского и федерального законов о наследии там возможна некоторая застройка методом научной регенерации – заполнение некоторых пустот, которые там образовались в результате реконструкции этой территории в предшествующее десятилетие. Это не означает, что обязательно, но возможна.
  • Третье, если будут соблюдаться положения законодательства, то все будет тихо, и мирно. А если девелопер, как это часто бывает, попытается выйти за рамки дозволенного законом, то это неизбежно встретит противодействие градозащитных организаций.

Естественно необходимо сохранить весь исторический ансамбль фабрики «Эйнемъ» или как ее сейчас называют «Красный октябрь»: все корпуса без исключения, не только те которые получили статус памятников.

Какие памятники там находятся?
– Три корпуса из этого ансамбля имеют статус памятников, остальные нет. Независимо от этого, я считаю, что все исторические корпуса должны быть сохранены без изменения. Там очень интересная застройка со внутренними дворами, переходами, композициями и проч. Конечно, и Мосгорнаследие говорит, что весь культурный дух, который образовался там в последние годы, содержание такого центра современной культуры, желательно, чтобы все это продолжило функционировать. Очень не хочется терять кусочек городской художественной жизни.

Что такое научная регенерация?
– Это все территория охранной зоны. В охранных зонах согласно закону о наследии невозможно новое строительство, а возможна только регенерация. Регенерация согласно тексту московского закона о памятниках, это восстановление утраченных элементов архитектурного ансамбля. То есть если там есть какие-то пустыри, которые возникли в результате сноса домов в предшествующие годы, то эти пустыри можно застроить, соблюдая габариты, внешний облик прежней застройки. Необязательно копировать один к одному, но этажность, плотность должны напоминать первоначальную застройку, чтобы не исказить восприятие памятников архитектуры, которые там находятся. Насколько я помню, там погибли несколько корпусов фабрики. Также на стыке так называемого Патриаршего моста и Берсеневской набережной была разнообразная застройка городских усадеб.