Вы поставили трилогию по пьесам Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». А как же «Чайка»?
Просто она не вписалась в мою историю. Для меня эта работа закончена. Времени мало, и хотелось бы успеть разгадать ещё кое-какие загадки. Например, поставить Шекспира или античников так, чтобы сказать что-то новое. Мы знаем, сколько «Гамлетов» поставлено. Но не так много спектаклей, которые смотришь и говоришь: точно, я бы тоже так сделал. Гений отличается от таланта тем, что он попадает в цель, которую никто другой не видит. И это самое сложное.

Для вас есть отличие между театральным актёром и артистом кино?
В двух моих спектаклях играет Павел Деревянко, мы взяли его с улицы. Он не театральный артист, он уличный мальчик, который снимается в кино. Оказалось, что Павел – замечательный эксцентрик. В этой своей части он прекрасен. В кино его используют. На сцене так не бывает, здесь нужно работать. Театр – это бег на длинную дистанцию. Я обожаю театральных артистов и преклоняюсь перед ними за то, что они за столь маленькие деньги каждый день раздеваются догола. Не в физическом смысле, конечно.

Андрей Сергеевич, недавно ваш фильм «Рай» выдвинули от России на премию «Оскар». Два года назад была такая же история. Тогда вы отказались, сейчас согласились. Почему?
За эти два года многое изменилось. Образ России намеренно искажается, идет накат на российскую культуру, идеи, государство. Я открываю западные газеты, а там, кроме гадостей, про нашу страну ничего нет. Что бы мы ни сделали, это всегда интерпретируется как проявление зла. Меня это возмущает. Мне важно, чтобы мою картину увидел западный зритель. Чтобы люди понимали: не всё так катастрофично и искажённо, как нам говорят. Это главная причина, почему я согласился.

Фильм "Рай" Кончаловский и Высоцкая представили в Венеции: фото и подробности

Кончаловский с женой Юлией Высоцкой
 

Кончаловский с женой Юлией Высоцкой  

gettyimages.com

Фото:

Некоторые режиссёры ищут никому не известных актёров для своих фильмов. Открывают новые лица. Вы почему-то редко обращаетесь к этому приёму...
Почему? В фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» я ни одного артиста не снимал. Знаете, есть хороший артист, есть плохой артист, а есть «неартист».  Так в кино «неартист» часто бывает лучше, чем хороший артист. Потому что он не играет, а живёт.

Но всё-таки вы почти в каждом фильме снимаете свою жену Юлию Высоцкую.
Конечно. Например, «Глянец» и «Дом дураков» были задуманы для неё. В фильме «Рай» вряд ли бы кто-то сыграл так же, как она. Может, Чурикова, если бы подходила по возрасту. Высоцкая – большая трагическая актриса. Ну она же не виновата, что моя жена! Мне не надо с ней репетировать. Она абсолютно была готова. Полкартины Высоцкая находилась в страшном стрессе, а когда закончились съёмки, сказала: «Я более счастливой никогда не была».

То есть для неё ничего не стоило быть обритой наголо для роли?
Что вы, это была катастрофа! Шок! Она не знала, что я собираюсь обрить её наголо. Ей просто сказали, что – подстрижём. А когда всё случилось, Юля три часа просидела в гримёрном вагончике, боялась выйти.

Вы никогда не думали снять в своих фильмах племянниц Анну и Надежду Михалковых?
Я как-то не вижу их в своих фильмах. К тому же у них есть свой режиссёр.

С кем вы предпочитаете общаться в свободное время?
Для общения выбираю родных людей. Прежде всего потому, что они должны проводить тебя до конца. Знаете, Льва Николаевича Толстого однажды спросили: кто для вас самый важный собеседник? Он ответил: «Тот, с которым я разговариваю в данный момент». Это означает, что ты к каждому встречному должен относиться как к учителю. Тут требуются опыт и смирение. Но вообще-то, времени мало, поэтому на глупых людей его тратить нужно как можно меньше.

Вы вместе с женой Юлей в театре, на съёмочной площадке, дома. Это сложно или легко?
Несложно. Семейная жизнь – это всегда конфликт. Сталкиваются разные темпераменты, характеры. И только со временем люди начинают уживаться друг с другом. Я Юлю просто очень уважаю – как актрису, как человека. В России это редкость – уважать кого-то. У нас обычно или любят, или ненавидят.

Андрей Сергеевич, вы – Кончаловский. Ваша жена – Высоцкая. Ваши младшие дети – Михалковы. Почему у вас разные фамилии?
В этом вопросе у нас постоянная путаница. Кончаловский – это фамилия моего деда, я взял её в качестве псевдонима. Он переполз к старшему сыну Егору. Я его просил взять приставку «младший», но он отказался. По паспорту мы все – Михалковы, но лично я часто забываю об этом.

Случайная встреча. К «Дяде Ване» вернулся через 30 лет:

– К пьесе «Дядя Ваня» я обращался 30 лет назад. И сейчас могу сказать, что тот фильм снимал другой человек. Он был достаточно молодым, находился под влиянием театра Товстоногова. И вообще всё вышло случайно.

Работы тогда не было. Я встретил Смоктуновского на улице, спросил: «Кеш, что ты делаешь? Пойдем, мороженого поедим».  Мы отправились в кафе. Я предложил: давай кино какое-нибудь сделаем? Это быстро, и деньги получим. Кеша говорит: «Ну, давай. Или «Дядю Ваню», или «Царя Фёдора». Остановились на первом варианте. Хотя я даже пьесу не помнил, читал её ещё в школе! Из кафе отправился  сразу в «Госкино». Нагло заявил: «Знаете, хочу поставить «Дядю Ваню» со Смоктуновским». – «Замечательная идея!» – ответили мне. Я вернулся домой, сел читать пьесу, начал чесать репу.

Спустя пять лет после фильма в своей книжке я написал, что всё сделал неправильно. Тогда я понял, что дядю Ваню должен был играть такой актёр, как Чарли Чаплин!

Прошло тридцать лет, и я снова вернулся к этой теме.  Поиск абсурда и юмора стали самым главным поиском в пьесе. Когда ставишь Чехова, нужна многожанровость, где соединяются клоуны, трагики, эксцентрики. Как в жизни, в которой всё перемешано – грустное со смешным, низкое – с высоким.

Определённый жанр у Чехова не так легко обнаружить. Когда один артист вынужден играть клоуна, другой – мелодраму, а третий – трагик, то возникает  вот эта странная многогранность, которую некоторые называют отсутствием вкуса. Но я так не считаю.

Андрею Кончаловскому 79 лет.
•    Сын знаменитого детского поэта Сергея Михалкова. Старший брат режиссёра Никиты Михалкова.

•    Дважды становился лауреатом Венецианского фестиваля. Двух «Серебряных львов» получил за фильмы «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Рай».

•    Женат на актрисе Юлии Высоцкой. У пары двое детей. Всего у Кончаловского семеро детей и девять внуков. Живёт в Москве.