Алексей Вязовский, экономист, вице-президент Золотого монетного дома

Сильные мира сего под ударом. На прошлой неделе на Западе полыхнул большой скандал. Ведущие газеты и журналы пестрят броскими заголовками: «Гигантская офшорная империя», «Самая масштабная утечка конфиденциальных данных за всю историю», «Миллионы документов о коррупции и налоговых преступлениях». Речь идёт о публикации Международного консорциума журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists – ICIJ), в которой говорится о панамских офшорах 12 действующих и бывших мировых лидеров, 128 политиков и 29 миллиардеров. Всего в работе с добытыми документами приняли участие более 370 журналистов из 76 стран мира. Поражает и охваченный период расследования – с 1977 года по конец 2015-го.

Что такое офшоры и почему публикации о тайных банковских счетах власть предержащих вызвали такой резонанс? Офшоры – это финансовые центры, привлекающие иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот. Обычно это маленькие  островные государства, у которых нет других источников доходов. Такие страны открывают офшорные зоны, где каждый иностранец может легко и дёшево зарегистрировать компании и не платить или платить очень мало налогов. Кроме того, офшоры востребованы для сокрытия прав собственности. Какой-нибудь чиновник с маленькой официальной зарплатой и дорогой недвижимостью покупает офшор, на него оформляет права собственности, и готово – налоговая декларация по-прежнему пуста и чиста.

«Панамское дело» наряду с разоблачениями Сноудена и Ассанжа, безусловно, войдёт в анналы истории. Во-первых, стало очевидно, что сетевые организации вроде ICIJ приобретают огромный политический вес и всё активнее ввязываются в информационные войны. Только ленивый не заметил, что консорциум получал гранты от Сороса, а в новом расследовании практически нет ни слова о компаниях и политиках из США или Израиля. В предоставленных журналистами документах можно найти информацию о сделках, к которым причастны президент Украины Пётр Порошенко (любопытно, что регистрация офшоров происходила прямо во время Иловайского котла), король Саудовской Аравии Салман, премьер-министры Исландии и Пакистана, родственники председателя КНР Си Цзиньпина и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Но при этом основные бенефициары льготных налоговых режимов – американские транснациональные корпорации – фактически не затронуты. Неужели ни они, ни политики из США не пытались уклоняться от налогов через панамские компании? Верится с трудом.

Во-вторых, вбит ещё один кол в могилу банковской и юридической тайны. Современный мир финансовых трансакций становится всё более прозрачным и жестоким. Записываются не только конкретные сделки и банковские проводки, но даже переговоры, которые им сопутствуют.
По разным оценкам, к середине 90-х годов до половины всех валютных операций в мире проводилось через офшорные зоны. На пике – 65 стран предоставляли нерезидентам возможность использовать льготный налоговый режим и прятать собственников недвижимости, активов с использованием номинальных владельцев. С тех пор бум офшоров, во многом благодаря мировому финансовому кризису, резко пошёл на спад. У ведущих западных экономик резко выросли государственные долги, дефициты бюджетов. Власти развитых стран, пытаясь собрать больше налогов, начали активнее бороться с офшорами и их владельцами. Согласно ряду оценок, совокупный объём средств, который спрятан в мировых офшорах, может достигать 31 трлн долларов. Это огромный пирог (всё мировое богатство составляет около 240–250 трлн долларов), борьба за который будет только обостряться.

Богатые люди окончательно приходят к мысли, что спрятать свои капиталы от налоговых и государственных органов можно, только купив золото и зарыв его глубоко в землю. Все остальные способы – офшорные трасты, номерные счета и даже банковские хранилища – не гарантируют ровным счётом ничего. Активы могут быть арестованы, информация по сделкам опубликована в СМИ, счета и деньги заблокированы. Нетрудно догадаться, что вслед за богачами и все мы вступаем в новый мир тотальной финансовой прозрачности и правовой неопределённости.

Мнение автора  может не совпадать с мнением редакции.