Лишь 56,1% заемщиков в России до сих пор не допускали просрочек по кредитам. Такую статистику приводят в бюро кредитных историй Equifax, анализируя свою базу данных. Почти 20% когда-либо задерживали оплату на срок до 30 дней – неважно, умышленно или по техническим причинам.

Отпетыми же должниками являются 16,39% – у них случались просрочки более чем на три месяца. И представители именно этой категории с большой долей вероятности не смогут получить кредит в любом другом российском банке.

Уменьшение числа идеальных клиентов логично наложилось на кризис. И до сегодняшнего дня их число продолжает падать, хотя и медленно.

Эксперты, впрочем, уверены, что ситуация может быть и не столь мрачной.

Александр Викулин,
генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ):

– Просрочка свыше 90 дней – серьезное нарушение платежной дисциплины, которое, конечно, понижает шансы на получение нового кредита на хороших условиях. Но, если заемщик в итоге выполнит свои обязательства, у него есть возможность получать кредиты в дальнейшем. В базе НБКИ зафиксированы данные о 2-х миллионах заемщиков, у которых были просрочки свыше 90 дней, но которые потом погашали свои обязательства строго по графику. Мы фиксируем растущий спрос со стороны банков и других кредиторов (прежде всего микрофинансовых организаций) на кредитные истории заемщиков. Банки стараются лучше знать тех, кому они одалживают деньги. При этом заемщикам надо понимать, что чем лучше условия по кредиту, тем более тщательно такой банк проводит «отсев», выбирая самых добросовестных, доказавших, что они в состоянии выполнять свои обязательства строго по графику. Такая тенденция, на наш взгляд, будет усиливаться: чем лучше ты оплачивал старые кредиты, тем на более выгодных условиях сможешь получить новый. Допустившим серьезную просрочку заемщикам могу посоветовать пробовать получать небольшой заем на короткие сроки, или залоговый кредит. В первом случае, конечно, ставка будет относительно высокая, а во втором – залог станет для кредитора дополнительной гарантией возвратности средств. В обоих случаях заемщику надо обязательно регулярно контролировать то, как новые записи вносятся в его кредитную историю. Со временем новые положительные записи «перекроют» значение старых негативных. И у заемщика расширится доступ к заемным средствам.

Лагуткин Олег,
генеральныи? директор Бюро кредитных истории? «Эквифакс»

– Важно помнить, плохая кредитная история - не приговор. У заемщика при желании и определенных усилиях всегда есть возможность исправить ситуацию и восстановить кредитную репутацию. Безусловно, это не быстрыи? процесс - стать персонои? нон грата для банков гораздо проще, чем восстановить честное имя. Хотелось бы еще раз напомнить, что кредитная история заемщика хранится в БКИ 15 лет и удалить или отредактировать ее невозможно. Вот почему так важно держать руку на пульсе и контролировать свою кредитную историю - регулярно запрашивать свои? кредитныи? отчет из БКИ, и чем чаще заемщик пользуется кредитными продуктами, тем чаще он должен проверять кредитную историю для предотвращения возможных репутационных рисков. По росту количества обращении? физ лиц к нам в Бюро мы видим, что сознательность населения по отношению к своим кредитным обязательствам растет,граждане активнее стали интересоваться своеи? кредитнои? историеи? и мы в этом их всячески стараемся поддерживать, делая процедуру получения кредитного отчета из БКИ простои?, понятнои? и быстрои?».