Рубрика Metro "УФАС уполномочен заявить..." продолжает свою работу. Сегодня мы вместе с заместителем руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Петром Яковлевым поговорим о госзакупках, жалобах и жалобщиках и подведем итоги за 2017 год.

заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Петр Яковлев.

заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Петр Яковлев.

Другой

Фото:

Петр Владимирович, по результатам рейтинга, составленного Аналитическим центром при Правительстве России за первый квартал 2017 года, закупки в Петербурге стали менее конкурентными. Если в 2016 году город по этому показателю был на первом месте, то в первом полугодии 2017-го мы скатились на 16-е место. Это ли не повод для серьезных размышлений и принятия экстренных мер?

Во-первых, не совсем корректно сравнивать показатели за год и за полугодие. А во-вторых, насколько нам известно, поменялась методика оценки,
что также повлияло на конечный результат. Кстати, Москва тоже по показателю
конкурентности закупок со 2-го места в 2016 году опустилась на 8-е место в 2017-м.

А что изменилось в методике?

Полностью методика нам не известна. Но, как говорил в ходе одной из телепередач представитель Аналитического центра, до 2017 года сравнивалось среднее количество участников, подавших заявки на участие в закупках, и среднее количество допущенных к участию в закупке. Сейчас это сопоставление происходит с учетом начальной максимальной цены закупки (НМЦ). Особое внимание уделяется конкуренции на закупках с высокой НМЦ.  И чем выше конкуренция в закупках с высокой ценой, тем выше место региона в рейтинге.

В Петербурге, как правило, торги с большой начальной ценой контракта – это торги на сложные работы (например, на ремонт дорог). И понятно, что круг потенциальных подрядчиков здесь заведомо ограничен. В таких торгах участвуют обычно 2–3 организации. На  аукцион с небольшой НМЦ – допустим, на поставку канцтоваров – могут прийти 7–8 компаний, и, естественно, на таких аукционах конкуренция выше.

Много крупных закупок, мало участников, меньше жалоб. Так?

Конкуренция на крупных закупках и количество поступивших в наше управление жалоб – это совершенно не связанные вещи. В 2017 году мы рассмотрели более 5 тысяч жалоб, в 2016-м – на 500 жалоб меньше. Так что корреляции между количеством жалоб и местом в рейтинге по конкурентности закупок нет и быть не может.

Получается, что вы рассматривали приблизительно 25 жалоб в день?

Да, где-то так. А предновогодние дни было и по 70 жалоб.

Но это же очень много! Можно же некоторые жалобы отправлять в корзину?

Потенциальным участником госзакупки признается любое юридическое или физическое лицо. Не важно, собирается ли ваша организация или вы лично принимать участие в закупке. Обжаловать действия заказчиков могут все. И наша обязанность рассматривать абсолютно все поступающие жалобы.

Может, в скором времени внесут изменения в законодательство и жалоб станет меньше?

У нас открытая система госзакупок, и любой неравнодушный гражданин вправе написать жалобу.  Думаю, это и правильно. Получается, что мы таким образом развиваем гражданское общество.

Если же говорить про изменения, то была идея госпошлины: за подачу каждой жалобы заявитель платит в казну государства некоторую сумму. Но эта идея  не находит поддержки.

Какие чаще всего бывают жалобы?

Жалобы и жалобщиков можно разделить на две категории.

Первая категория – это жалобы, поступающие от реальных компаний, которые хотят принять участие в торгах.

Вторая – жалобы от "профессиональных жалобщиков". Т.е. это жалобы от тех организаций, которые в действительности не собираются участвовать в госзакупках, а зарабатывают на отступных за отзыв жалобы.

Поясните, пожалуйста.

Давайте начнем с первой категории. Например, заказчик требует, чтобы у участника был опыт выполнения определенных работ за 2017 год. У компании такой опыт есть, правда, только за 2015–2016 годы. Естественно, организация, которая планировала принять участие в закупке, подает жалобу, потому что в установлении таких требований усматриваются признаки нарушения закона "О контрактной системе".

А "профессиональные жалобщики", жалуясь нам, пытаются манипулировать заказчиком.

В чем выражается эта манипуляция?

Все очень просто. Подается жалоба в антимонопольный орган. Жалобщик информирует об этом заказчика и за определенную сумму обязуется ее отозвать.

Кстати, по тем или иным причинам за 2017 год у нас было отозвано около 400 жалоб.

Это же признаки коррупции в чистом виде!

Да. И мы это прекрасно понимаем. Поэтому наше управление решило, что в 2018 году мы будем проводить внеплановые проверки по всем отозванным жалобам. А в конце года обязательно расскажем журналистам о результатах таких проверок.

Подскажите, может, что-то изменилось с проведением конкурсов, которые до сих пор проводились в бумажной форме?

В конце 2017 года президент России подписал закон, который обязывает госзаказчиков перейти с 1 января 2019 года на электронную форму конкурсов, запросов котировок и запросов предложений.  И это очень хорошие новости для построения конкурентной экономики.

Спасибо, Пётр Владимирович, что подробно и понятно объяснили нашим читателям хитросплетения процесса государственных закупок.