До начала финальной части XXI чемпионата мира по футболу FIFA остаются считаные дни. Спортсмены и болельщики уже на низком старте. Наготове и все службы, в той или иной степени отвечающие за организацию и проведение мундиаля. Поэтому логично, что в очередном выпуске рубрики "УФАС уполномочен заявить" руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров расскажет о принципах и особенностях антимонопольного контроля в предстоящий месяц, посвящённый этому спортивному мероприятию.

Вадим Валерьевич, по прошлому году мы помним, как УФАС выявляло и пресекало нарушения во время проведения Кубка конфедераций FIFA – 2017. В этом году работа продолжится?

- В прошлом году мы выдали порядка десяти предупреждений. Среди нарушителей были как небольшие заведения типа спортбаров, так и довольно крупные хозсубъекты. Например, "М.Видео" незаконно, т.е. без согласия FIFA, использовал символику Кубка на стендах в своем магазине, который находится в ТРЦ "Галерея". Или рестораны "Евразия" и "Карлс Джуниор" – в радиусе двух тысяч метров вокруг зоны стадиона "Санкт-Петербург Арена" незаконно распространяли листовки. В этом году подобная работа, безусловно, продолжится.

То есть можно сказать, что Кубок конфедераций был для вас своеобразной репетицией?

- Да, с одной стороны, мы рассказали бизнесу, чего делать нельзя. Запрещается, например, использовать официальную символику FIFA без соответствующего разрешения. Или изменять установленные обозначения и делать их сходными до степени смешения с официальными.

Гражданам нужно быть осторожными при участии в различных акциях по розыгрышу билетов. У компаний – организаторов таких розыгрышей должны быть договоры, дающие право использовать билеты спортивных мероприятий чемпионата мира по футболу для проведения рекламных акций.

Но также мы сами проанализировали свою работу, под местоимением "мы" я подразумеваю ФАС России, и пришли к выводу, что неплохо было бы подкорректировать законодательство на время проведения чемпионата.

Что вы имеете в виду? Закон станет жёстче или наоборот – даст некоторое послабление?

- Закон станет оперативнее и да, жёстче. И мы благодаря изменениям сможем быстрее пресечь недобросовестные действия организаций, которые поддались соблазну прорекламировать себя за чужой счёт.

 А подробнее поясните, пожалуйста.

В мае вступили в силу поправки в ст. 20 Закона о чемпионате мира по футболу.

Теперь мы сможем без выдачи предупреждения сразу возбуждать дело по признакам нарушения правил добросовестной конкуренции, предусмотренных указанным Законом.

Но мы знаем, что дела рассматриваются довольно долго, что называется, работа не одного дня.

- С учётом плотного графика проведения чемпионата и в связи с необходимостью оперативного пресечения выявленных нарушений имущественных прав FIFA планируется максимальное сокращение сроков рассмотрения подобных дел.

То есть мы сразу будем возбуждать дело и назначать штраф, который, напомню, может составить от 100 000 до 500 000 рублей. И всё это будет в максимально короткие сроки.

 И эти поправки будут действовать только месяц?

- Они применяются уже сейчас и вплоть до 15 августа.

 А уже кого-то оштрафовали?

- Наше управление пока нет. Нам не поступило пока ни одно сигнала. Поэтому, пользуясь случаем, напоминаю нашим внимательным и небезразличным гражданам, чтобы писали нам заявления, если увидели что-то подозрительное.

Вот, например, коллеги из Тверского УФАС России уже установили факт нарушения в действиях ООО "Частная пивоварня "Афанасий" и ООО "НикитиН".  Пивовары использовали символику чемпионата мира по футболу FIFA – 2018 в рекламе пива "Афанасий Марочное".

"Афанасий" и "Никитин" уже знакомы нам по вашему делу о незаконном обозначении медовухи "Охота нашего". В чём же суть нового нарушения?

- В рамках рекламной кампании под названием "Афанасий Марочное. Болей за наших вместе с "Афанасием" обе компании без разрешения FIFA разместили на своих официальных сайтах, а также в аккаунтах социальных сетей информацию о розыгрыше билетов на спортивные мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA – 2018 с использованием обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA. Такая же информация об акции была и на бутылках.

Ещё какие-то нарушения вам известны?

- Точно так же разыгрывались билеты пивоваренным домом "Бавария" и "Агрофирмой ФАТ". Понимаете, ведь все подобные рекламные акции, а их наверняка будет очень много, особенно в городах проведения чемпионата, направлены на создание впечатления, что именно эти компании каким-то образом причастны к проведению мероприятий FIFA, возможно, являются спонсорами Международной федерации футбольных ассоциаций и т.д. Но такие действия влекут за собой перераспределение спроса и снижение прибыли официальных спонсоров чемпионата мира по футболу, поэтому и признаются недобросовестной конкуренцией.

А вот, кстати, насчет спроса и прибыли. Как обстоит ситуация с ценами на гостиницы и авиабилеты, например? Государство как-то регулирует эту сферу?

- Регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на номера различного типа, исходя из присвоенной гостинице категории, введено постановлением Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге и муниципальных образованиях, в которых будут проводиться спортивные соревнования чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и размещаться участники чемпионата, иные лица, участвующие в мероприятиях, и зрители".

Завышение цен влечёт наложение административного штрафа. Контроль за соблюдением этой статьи осуществляет Роспотребнадзор.

Что касается перелёта, то мы в соответствии с приказом ФАС России проводим мониторинг цен на авиаперевозки по маршрутам, пролегающим из/в аэропорт Пулково. Все материалы, собранные управлением, направляются в центральный аппарат ФАС России для дальнейшей оценки и при необходимости принятия мер антимонопольного реагирования.

На сегодняшний день факта коллективного доминирования авиакомпаний пока не установлено. Цены на билеты формируются в условиях конкуренции. Но работа в этом направлении будет продолжена. По итогам июня-июля антимонопольная служба проверит фактически сложившиеся цены на авиабилеты с учётом заполняемости кресел. Дополнительно будут проанализированы обращения граждан. В случае выявления нарушений будут приняты меры антимонопольного реагирования.

Спасибо, Вадим Валерьевич! Надеемся, в этом году, несмотря на то, что Чемпионат мира это, конечно, важнее и масштабнее Кубка конфедераций, нарушений будет ещё меньше. Хочется, чтобы бизнес всё-таки проявил свою добросовестность и честность. И культурная столица так и осталась культурной во всех проявлениях.

- Полностью с вами согласен! А если всё же кто-то заметит нарушение, то напоминаю, что обратиться к нам с заявлением очень просто: делаешь фото баннера, листовки, этикетки – чего угодно, где содержатся перечисленные мной признаки нарушения, и в произвольной форме пишешь заявление, ставишь дату, подпись и отправляешь всё это по почте, электронной to78@fas.gov.ru или обычной: 194000, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.