Арина Власова – стратегический консультант и эксперт в области телекоммуникаций, директор по стратегии и операционной эффективности US Mobile, автор книги "Экономическая мощь онлайн-ритейлеров через ценовую дискриминацию на онлайн-платформах электронной коммерции".
Раньше Арина жила в России и работала старшим консультантом в PwC, разрабатывала стратегии по диджитализации и повышению эффективности для лидирующих российских компаний. Принимала участие в ряде масштабных исследований в области медиа и телекоммуникаций, в том числе Media Outlook. В данный момент живет в США вместе со своей 5-летней дочерью Оливией, занимается разработкой стратегий в крупном стартапе в Нью-Йорке US Mobile (виртуальный оператор сотовой связи).
О том, как женщине построить карьеру в крупной компании, стать экспертом в своей отрасли, совмещать работу и личную жизнь, Арина рассказала в интервью.
- Расскажите немного о вашем детстве. Кем хотели стать в будущем?
- Родилась я на юге России, в Астрахани. Там и провела все детство. У меня была мечта – переехать в Москву. И так моей целью стало поступление в МГУ. Мама поддерживала меня и делала все возможное для того, чтобы я могла получить хорошее образование. Я училась в Школе одаренных детей им. Гужвина, и в старших классах занятия занимали все дни и вечера. Свободного времени не было. В итоге, поступила на экономический факультет МГУ. Данное направление выбрала неслучайно, в этом я была сильна в школе. Кроме того, экономика – фундаментальное образование, которое позволяет работать в различных сферах.
- Как вы считаете, важно ли сейчас высшее образование? Помогло ли вам оно в достижении успеха?
- Бакалавром я стала в МГУ. После этого училась в Лондонской школе экономики и политических наук на магистра. Это абсолютно два разных образования. В МГУ заложили фундамент – математические предметы, в Лондоне я научилась мыслить структурно, высказывать свое мнение публично. И первое, и второе стали основой для моей профессиональной деятельности.
Я считаю, что человеку важно иметь высшее образование. Ты не только получаешь все вышеперечисленное, но и находишь друзей, единомышленников, заводишь полезные связи.
- В какой компании вы начинали свою карьеру? Каких успехов удалось добиться на первом месте работы?
После учебы я создала свою компанию – это был туристический бизнес, продажа туров по России. Через год я поняла, что мне не хватает опыта в этом деле, и закрыла проект.
Решив сосредоточиться на аналитическом консалтинге, устроилась в компанию Ernst & Young (в настоящее время - EY). После трех месяцев стажировки мне предложили должность, но я решила отказаться в пользу другой вакансии в PwC. Компания специализировалась больше на сфере телекоммуникаций и медиа, и мне это показалось интересным. Так я стала консультантом в PwC – по сути, первое мое место работы. Здесь разрабатывала стратегии для крупнейших российских компаний.
- В компании PwC вы трудились над большим количеством проектов по разработке стратегии цифровизации для крупных компаний. Как оцениваете ситуацию в России: готов ли бизнес к цифровизации и всем ли компаниям она нужна?
- Цифровизация – это, по сути, переход в онлайн. Такие изменения нужны всем компаниям. Вопрос только в том, какие инструменты у них для этого есть.
Для малого и среднего бизнеса – это очень быстрый проект. Потому что зачастую такие компании возникают в онлайн-среде и уже активно там работают. Крупный бизнес обычно существуют долгое время, а значит, в офлайне. Для них намного сложнее поменять свое мировоззрение и организационную структуру. Цифровизация потребует больших затрат.
- Если говорить о масштабировании проектов, всем ли бизнесам нужно открывать новые офлайн-точки? И стоит ли делать это сейчас, в условиях коронакризиса?
- Масштабирование подходит не всем компаниям. Все зависит от типа бизнеса и его стадии развития. Без тщательного анализа и прогноза ответить на этот вопрос невозможно. Нужно смотреть, что компания производит. Если это продукт первой необходимости, то можно подумать о расширении. В других случаях, возможно, стоит потратить ресурсы на развитие другого, более приоритетного направления, например, вложиться в цифровизацию.
- Какой из ваших реализованных проектов вы считаете наиболее успешным?
- Я бы разделила проекты на успешные и любимые.
Самый успешный – разработка методики определения ключевых показателей эффективности по основным направлениям деятельности на основании основных драйверов бизнеса для крупной энергетической компании России, в PwC. Данная система оценки используется компанией в настоящий момент.
Любимых проектов у меня два. Первый, тоже в PwC, – объединение двух крупнейших киносетей России. Это был проект в индустрии медиа, а эту сферу я очень люблю.
Второй – открытие центра по обслуживанию клиентов US Mobile в Пакистане. Мы наняли самых талантливых выпускников этой страны и сделали акцент на развитие человеческого капитала. Тем самым, добились своей стратегической цели – создали качественный клиентский опыт.
- Почему решили переехать в США? Что мотивировало в корне поменять свою жизнь? Как ваша семья отреагировала?
- В PwС меня очень быстро повысили до старшего консультанта. В какой-то момент поняла, что хочу получить опыт работы в зарубежной компании. Решила, что поеду в Нью-Йорк, чтобы дальше развиваться профессионально. Конечно, пришлось пройти немало испытаний по части документов и финансов, было тяжело, но это лучшее решение в моей жизни. Родители активно поддерживали и даже подталкивали к переезду.
- Расскажите о своем текущем месте работы. Как вам удалось устроиться в крупный стартап в Нью-Йорке? Как проходил конкурс на эту вакансию?
- До этого я работала в крупной компании, и мне всегда хотелось поработать в стартапе. Возникло желание быть частью нового проекта и стоять у истоков его развития. Нашла вакансию на платформе AngelList. Подала заявку, меня пригласили на интервью в US Mobile. После онлайн-собеседований с СЕО, затем операционным директором, прислали огромное задание по аналитике потребителей. После отправки моего ответа, спустя два часа мне предложили работу. Так я стала аналитиком в американском стартапе.
После ряда успешных проектов, спустя полгода, меня повысили до директора по стратегии и операционной эффективности. Сейчас я веду основные проекты, занимаюсь аналитикой данных, оптимизирую и улучшаю бизнес-процессы компании.
- Как проходил процесс адаптации? Как привыкали к другой работе и новой стране? Что удивило?
- В России довольно конкурентная среда. Во время учебы мне все время внушали, что я должна быть первой, выигрывать. В Америке все по-другому. Когда я смотрю, как проходит обучение у Оливии, моей дочери, то вижу, что главный акцент учителя делают на индивидуальность. Здесь люди свободны в своих мыслях, им не нужно никому ничего доказывать, они любят себя такими, какие они есть, умеют наслаждаться жизнью, и мне это очень нравится.
Конечно, если бы я родилась в менее конкурентной среде, то, возможно, не добилась бы определенных успехов. Но мне хочется, чтобы моя дочь росла в более комфортных условиях, чем я, и в каких-то моментах ей было легче.
- Как удается разделять работу и личную жизнь? Может быть, есть какие-то лайфхаки или определенные табу.
- У меня есть три главных принципа. Первый – организовывать профессиональную деятельность вокруг жизни моей дочери. Я выстраиваю встречи согласно графику Оливии. Могу работать поздно ночью или рано утром, главное – результат. Второй – начинать рабочий день с медитации, она помогает настроиться на нужный лад. Третий – минимизировать количество онлайн-встреч, чтобы успевать делать основную работу, а главное – достигать результатов.
- Расскажите, о чем ваша книга и чем она будет полезна бизнесу?
В ней приведены аналитические данные: как люди реагируют на применение ценовой дискриминации – политики, при которой один и тот же товар или услуга продаются различным покупателям по различным ценам, хотя на самом деле это не оправдывается издержками производства. Есть два лагеря клиентов: лояльные к ценовой дискриминации, которые, в любом случае, остаются с любимым брендом (их больше), и нелояльные, которые считают данный инструмент неэтичным. Бизнесу нужно понимать, к какой категории относится его аудитория, чтобы выстроить правильную стратегию.
- Что мотивирует вас не останавливаться на достигнутом?
- Моя дочь, семья, а также люди, которые рядом со мной сейчас. Очень важно окружать себя единомышленниками, которые будут мотивировать вас развиваться и добиваться новых успехов.
- Чего бы вы хотели достичь в будущем? Ваши планы?
- Стратегический консультант – это мое призвание. Хочу дальше продолжать развиваться в этом направлении. Также планирую оставаться в стартапе, мне интересно быть частью стремительно растущего проекта.
Если говорить о личном, то я бы хотела еще детей. Дочь – мой самый мощный мотиватор. Хочу, чтобы таких мотиваторов в моей жизни было больше.
- Важно ли женщине быть финансово независимой?
- Да. Финансовая составляющая жизни – это результат твоего профессионального развития. В России нас воспитывают по-другому: финансовому вопросу не уделяется столько внимания, женщине отводят другую роль. В Америке все наоборот, это важная составляющая жизни, и я с этим согласна. Будучи финансово независимой, можно принимать такие решения в жизни, которые делают счастливой.
- Несколько советов, как женщине стать лидером в своей отрасли? И как удержать лидирующую позицию?
Совет № 1: работайте так же усердно, как все коллеги в вашей компании. Не делайте акцент на том, что вы женщина. В важные моменты я оставалась на работе с командой до утра, не могла позволить себе уйти, даже несмотря на то, что у меня была маленькая дочь.
Совет № 2. Не бойтесь стучаться в закрытые двери. При любых обстоятельствах идите только вперед.
Совет 3. Избегайте ограничений в осознании собственных способностей. Говорите себе: я могу и я это сделаю.
18+