Виртуальная реальность в первую очередь ассоциируется с игровой индустрией. Но технология уже давно применяется в маркетинге, социальной сфере и производстве. Мы подготовили ТОП-5 приложений виртуальной реальности с возможностями от планирования будущего интерьера дома до погружения в тюремную жизнь.

Воронежские разработчики Arjay Studio создали продукт с визуализацией возможного интерьера жилья с помощью VR-технологий. Производители или продавцы мебели предлагают потенциальному покупателю погрузиться в дизайн-проект и заняться расстановкой мебели. В приложении хранятся оцифрованные версии реальных квартир застройщиков. С помощью лазерного измерения учтены фактические отклонения в размерах, которые появились при строительстве, но не были заложены в плане. В результате покупатели мебели прямо в магазине с помощью виртуальных очков расставляют мебель, выбирают материал и проверяют сочетаемость с цветом стен, пола и потолка. При желании можно поменять обои, цвет стен и выбрать пол с потолком. Параллельно с покупателями в расстановке могут участвовать или проводить демонстрацию проекта профессиональные дизайнеры продавцы консультанты. Виртуальная расстановка мебели заканчивается сформированными заказом на покупку.

Второе место в нашем топе занимает креативное, но неоднозначное решение для людей с ограниченными возможностями. Компания "Specular Theory" предлагает прогуляться по траве, полежать на лужайке или прокатиться на серфе по волнам в виртуальной реальности. Люди с ограниченными возможностями самостоятельно получают тот опыт, который в реальности требует участия посторонних или вовсе недоступен. А все действия происходят от первого лица, но без каких-либо ограничений. Некоторым кажется, что подобная симуляция неуместна, так как таким образом демонстрируется то, чего люди лишены в настоящей жизни и это может вызвать разную эмоциональную реакцию. Однако люди с ограниченными возможностями дали программе положительные отзывы и попросили разработчиков добавить новые локации.

На третьем месте приложение виртуальной реальности "A walk through dementia". Идея проекта – показать проблемы человека больного слабоумием. Программа симулирует симптомы заболевания, демонстрирует отношение окружающих к медлительности и регулярным провалам в памяти. Пользователь погружается в состояние, которое испытывает человек с нарушением восприятия и не владеющий собственным телом. Проект призван привлечь внимание к проблеме нетерпимого и грубого отношения к людям с подобными заболеваниями.

На четвертом месте странное, но общественно значимое приложение от лаборатории "Virtual Human Interaction Lab" Стэнфордского университета. Разработчики предлагают погрузиться в виртуальную жизнь бездомного и поставить себя на его место. По ходу сюжета пользователь теряет квартиру, имущество, ночует в автобусе, а также отбивается от нападений местной шпаны. Проект призван привлечь внимание к проблеме бездомных, но часть аудитории воспринимает его как шутку.

Завершает наш топ наиболее необычное приложение из перечисленного. Британское издание "The Guardian" создала виртуальную реальность, которая симулирует тюремное заключение. Задача – продемонстрировать то, что испытывает человек в одиночном заключении. Приложение погружает пользователя в атмосферу полной изоляции и одиночества. Человек оказывается в узком помещении с обшарпанными стенами. В наушниках слышны дикие выкрики заключенных, которые записали в настоящей тюрьме. В камере есть кровать, нужник и стол, а свет поступает только из крохотного окна. Этот проект был первым опытом работы издания с виртуальной реальности. По задумке такое погружение должно было продемонстрировать психологический ущерб, который может возникнуть в результате изоляции человека. Таким образом издание хотело привлечь внимание к практике одиночного заключения. И надо сказать, что это получилось. Приложение в виртуальной реальности стало частью фестиваля "Идей, действий и искусства" американского Белого дома, который проводила администрация президента Обамы.

Рейтинг составлен совместно с компанией Arjay Studio. Организация разрабатывает приложения виртуальной реальности и развивает технологию в индустрии развлечений, маркетинга и социальной сфере.