Под регистрацией товарного знака подразумевается процедура узаконивания права использования специального символа, фирменного отличия предприятия. Делается это для того, чтобы ваше имя (товар, услугу) было узнаваемым и чтобы оградить от посягательств на него со стороны. То есть, имея на руках документ, подтверждающий право обладания тем или иным символом, можно на законном уровне запретить конкурентам использование такого же обозначения. Это, в свою очередь, позволяет защитить своё имя или продукт от подделок, снижается вероятность введения в заблуждение клиентов. Другими словами, зарегистрировать товарный знак следует каждому, кто намерен серьёзно продвигать свой бизнес и не желает быть принятым за другого производителя с аналогичной символикой.

Выполняется процедура в несколько этапов, обращаться следует в специальный Федеральный орган – Роспатент. Сразу стоит уточнить одну деталь: регистрация занимает определённый период (до 1,5 года), поэтому на быстрый результат надеяться не стоит. Но несмотря на длительность процедуры, она оправдана надёжностью правовой защиты имени производителя.

Кому требуется услуга

Обладателем прав на товарный знак может быть только организация или частный предприниматель (ИП). Физическим лицам эта услуга недоступна. Чтобы инициировать процесс, стоит подать заявку в специальный орган. Сделать это нужно быстрее. В такой способ можно обогнать конкурентов, которые тоже решат использовать подобный товарный знак.

Интересно, что даже если заявку подают два разных юрлица или ИП, то приоритет даётся тому, кто сделал это первым. Второй претендент получает отказ, следовательно, не имеет права использовать символику.

Что собой представляет ТЗ

Под этим понятием кроется специальное обозначение, которое используется производителем для идентификации собственных услуг, продуктов или имени. В обиходе можно встретить ещё и другие названия – бренд, торговая марка. Это, в принципе, синонимы. Но правильно называть обозначение, на которое оформляется право собственности, как раз товарным знаком. И именно оно охраняется законом.

В качестве ТЗ могут выступать:

  • изображения;
  • слова, названия;
  • комбинированная символика.

Запрещено использовать неприличные обозначения. Но можно получить патент на имя или фамилию. Такая практика распространена среди знаменитостей, однако для этого требуется статус ИП или юрлица. Обычный человек, производитель, тоже может зарегистрировать свою фамилию как бренд. Но это возможно, если она редкая. Впрочем, есть один момент, касающийся и обозначений, что включают в себя географические указатели. Такие названия можно зарегистрировать. Но при этом заявитель должен быть из упомянутой местности (иметь там собственное производство). Это позволит исключить введение в заблуждение потребителей. Второй нюанс касается возможности заявить права на географические названия, которые не относятся к категории охраняемых элементов. Другими словами, монополия на использование этого обозначения невозможна.

Стоит отметить ещё один момент: все символы, на которые подаются заявки в Роспатент, тщательно проверяются. Этим и обусловлена длительность процедуры регистрации. Проверка представляет собой колоссальный объём работы. Ежегодно в РФ регистрируют более 10 тыс. ТЗ, и ещё подаётся множество заявок. Каждый символ следует сверить на тождественность с теми, на которые уже выданы документы права обладания или которые на момент проверки приняты к рассмотрению.

Любой новый ТЗ не должен повторять визуально, словесно или фонетически никакой другой. Это важный и основной принцип процедуры регистрации. И именно соблюдение этой установки обеспечивает возможность гарантировать оригинальность и уникальность каждого товарного знака на рынке.

Коллективные обозначения

Как упоминалось, при подаче двух заявок на один ТЗ предпочтение отдаётся тому, чьё имя стоит первым в списке очерёдности. Однако есть случаи, когда бренд зарегистрирован на объединение из нескольких юрлиц. Законом такой вариант допускается, носит название коллективного товарного знака. Однако важно, чтобы деятельность этого объединения (и сам принцип создания, слияния организаций) не противоречил нормам ГК РФ.

Регистрация такого ТЗ проводится с перспективой маркировки выпускаемых этими лицами товаров или услуг. Вся продукция также должна обладать общими показателями качества, отвечать единым характеристикам. Впрочем, на сегодняшний день таких знаков зарегистрировано немного.