С компаний, которые занижают фонд заработной платы и базу для начисления страховых взносов, предполагают брать штраф в размере от 40 до 80% от налога, который они не выплатили. Работникам, пойманным за руку, придётся заплатить налог самостоятельно. Таким образом, их мотивируют сообщать в компетентные органы о нарушениях.

По словам Сергея Елина, руководителя аудиторско-консалтинговой группы "АИП", доказать, что компания платит серые зарплаты не так сложно, как кажется.

– Достаточное количество ресурсов есть и у налоговых, и у правоохранительных органов, за счет свидетельских показаний к примеру, – говорит эксперт. – В первую очередь, плановые проверки ПФР и ФСС проводятся на предприятиях с крупной численностью сотрудников. Если в компании работает 2-3 человека, трудозатраты на администрирование и проведение проверки, бывают выше, чем желаемый экономический эффект, поэтому в основном работа по ним идет при наличии прямых жалоб работников или иной информации, свидетельствующей о нарушениях.

Данный законопроект – в рамках тенденции по повышению эффективности администрирования налогов и сборов со стороны проверяющих органов и ужесточению ответственности за нарушение законодательства, считает Елин.

– Однако этот путь, особенно в условиях кризиса, не может не иметь обратную сторону, – отмечает он. – Многие малые компании не могут полностью «обелить» зарплаты, так как не имеют достаточного уровня рентабельности. Фискальная нагрузка (страховые взносы плюс НДФЛ, который номинально платит физлицо, а по факту – работодатель) на фонд оплаты труда работника составляет порядка 45% от заработной платы. Если рентабельность компании не превышает 20%, а основная статья расходов бизнеса – зарплата, то ужесточение ответственности за «конверты» поставит предпринимателя меж двух огней: ему придется либо обанкротить предприятие, либо работать под страхом административной или уголовной ответственности.

Для того чтобы стимулировать бизнес платить белые зарплаты малый бизнес, на мой взгляд, необходимо ввести дополнительные льготы для малого бизнеса, к примеру, возможно, имеет смысл расширить льготу, когда во внебюджетные фонды размер отчислений составляет порядка 14% от размера заработной платы, заключает эксперт:

– Сейчас данная льгота есть, но фактически воспользоваться ею может ограниченное количество предприятий. В совокупности ужесточение ответственности за серые зарплаты и снижение фискального бремени для малого бизнеса обеспечат больший эффект, чем затягивание гаек. Также это увеличит поступления средств в бюджет, ведь налогоплательщиков станет больше, потому что бизнес будет развиваться активней.