Крестьянская реформа, упразднившая в России крепостное право, была проведена в 1861 году и стала одной из великих реформ императора Александра II. Тогда статуса крепостных лишились почти 50 миллионов человек. Но, увы, раз и навсегда проблема использования рабского труда не решилась.

В последнем докладе «Глобальный индекс рабства» Россия занимает пятую позицию по числу трудовых рабов, уступая только Индии, Китаю, Пакистану и Узбекистану. Так кто же они, современные рабы?

Приехал, выпил... и на работу

Представители российского движения против рабства «Альтернатива» заявляют: на данный момент в России свыше 100 тысяч подневольных рабочих. Самый распространённый вид рабства – трудовой, ежегодно туда попадает почти 5 тысяч человек. Чаще всего в рабство попадают мигранты, приезжающие в Москву на заработки. Их вербуют по проверенной схеме.

– Приезжает такой человек на какой-то из московских вокзалов, – рассказывают репортёру Metro в «Альтернативе». – Там к нему подходит «работодатель» и предлагает потрудиться, например, на стройке спортивных объектов. Обещает зарплату в 50 тысяч рублей в месяц, хорошие условия... Приезжий соглашается, его зовут отметить трудоустройство. Потом подмешивают в выпивку какой-то препарат, человек засыпает или теряет сознание, просыпается уже в другом месте и без документов.

Обычно людей отправляют работать в Дагестан. Но, по словам представителей «Альтернативы», можно попасть и в другие места: Екатеринбург, Воронеж, Барнаул, Горно-Алтайск, Каспийск.

20 тысяч за мужчину, 40 тысяч за женщину

– От товарища по «работе» на Северном Кавказе я узнал, что на людей здесь уже действовали установленные ценники, – рассказывает Metro один из побывавших в трудовом рабстве, пожелавший остаться неназванным. – Мужчина стоил 20 тысяч рублей, женщина подороже – 40–50 тысяч. Девушки периодически оказывали хозяевам и сексуальные услуги.

Сексуальное рабство – отдельная проблема. Причём не только в России, но и во всём мире. Однако доказать факт попадания человека в сексуальное рабство удаётся крайне редко: девушки-рабыни после выхода на свободу отказываются от сотрудничества с кем-либо, предпочитая всё забыть.

Не помогают девушкам и правозащитные организации. Репортёр Metro обзвонил 11 из них и выяснил, что большинство из них помогают только тем, кого избивали в семье, или тем, кто остался без денег и с ребёнком.

Мёртвая статья

Сейчас в России действуют статьи УК 127.1 («Торговля людьми») и 127.2 («Использование рабского труда»). За январь–июнь 2015 года по ним было зарегистрировано 262 преступления. В суд направлено 173 дела, официального решения ни по одному из них не принято. По статье 127.1 подозревают 21 лицо, совершившее преступление.

– У юристов есть понятие «мёртвая статья», – говорит Metro адвокат Валерий Карышев. – Несмотря на статистику, по статье «Использование рабского труда» уголовные дела возбуждают крайне неохотно. Это политический момент.

Александр Касаев трудился на частной ферме в Дагестане, на связь впервые вышел спустя два года после попадания в рабство. Он успел сообщить имя и фамилию хозяина, а также марку машины с госномером. Многие данные он перепутал.

Операция по спасению началась ночью 31 декабря 2015 года в селе Тарумовка. Выяснилось, что на хозяина Александра сотрудники ГИБДД однажды выписали штраф, в протоколе был указан точный адрес. Это была удача.

Ферму нашли в Ногайской степи. В местном отделе полиции хозяина Александра обязали выплатить ему заработанные за два года деньги: порядка 120 тысяч рублей. Уголовное дело заведено не было.

Сейчас Александр находится дома в Ставрополье.