Русский Карлсон в объятиях Линдгрен
– Рыжий и лохматый Карлсон – авторская работа художника Льва Разумовского, – говорит экскурсовод Ольга Панфилова. – Однажды шведская писательница Астрид Линдгрен, автор повести "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше", увидела на выставке куклу советского художника и сказала, что из всех Карлсонов – это самый подлинный образ летающего любителя варенья. На той выставке писательницу сфотографировали с куклой Разумовского в обнимку. Теперь эта игрушка – наша национальная гордость.
Мода на лошадок началась с Агнии Барто
– Ещё в детстве коллекционер Елена Карамацкая прочитала стих "Лошадка" Агнии Барто и начала мечтать об игрушечном коне, которому можно расчёсывать гриву и хвостик, – рассказывает Ольга Панфилова. – К сожалению, тогда мечта так и не осуществилась. Однако Елена исполнила мечту уже во взрослом возрасте. Первая игрушка у коллекционера появилась в 2008 году. Сейчас у неё уже 100 игрушечных лошадок, которых она собирала по всему миру.
Пластиковые попугаи спасали людей от голода
Первые советские игрушки начали делать на Охтинском пороховом комбинате из хрупкого, яркого, но ядовитого целлулоида – прессованного пластика. К слову, на этой выставке есть разноцветный попугай из этого материала, который был произведён в 1930 году. Эта игрушка выпускалась как погремушка для детей: в попугаев засыпали настоящий горох. Во время Великой Отечественной войны спрятанные бобы спасли многие семьи от голода: игрушки разбирали, доставали горох и варили из него похлёбку.
Игрушечная стиральная машина-автомат из ГДР
– Машинка немецкой компании Piko выпускалась с 1980 года. Посетительница нашей выставки поделилась трогательным воспоминанием: в детстве ей подарили машинку, которая могла стирать игрушечные вещи. Ирония этой истории заключалась в том, что немецкая игрушка стирала кукольные платья ребёнка, пока её мама занималась стиркой вещей вручную, так как машин-автоматов ещё не было.
Резиновая Зина, которую замачивали в керосине
– Знаменитые резиновые игрушки 1950 годов замачивали в бензине или керосине, чтобы они не превращались в камень. Об этом необычном процессе писала русская поэтесса Агния Барто в стихотворении "Резиновая Зина", а ещё о замачивании резины упоминали в советском фильме "Самая обаятельная и привлекательная". Вот цитата из этой киноленты: "Потому что я резинку в керосине отмачиваю". Реалии советского детства, – смеётся экскурсовод.