17 июня 1995 года, ровно 20 лет назад, около 5 утра начался штурм больницы в Будённовске, захваченной террористами во главе с Шамилем Басаевым. В здании находилось более 1,5 тысячи человек. Во время штурма, который в итоге захлебнулся, боевики убили около 30 заложников, пытавшихся бежать, при этом спецназу удалось освободить 61 заложника. Участники штурма рассказали Metro о тех событиях.

Алексей Филатов, вице-президент Международной ассоциации ветеранов "Альфы"

Что помогало держаться в непростые часы?
Мы к этому шли сознательно, мы к этому готовились. Для нас было честью участвовать в спецоперациях по освобождению заложников. Тем более в такой сложной операции. Говорить, что было не страшно, не буду. Но благодаря навыкам, серьёзной подготовительной работе сотрудники, как правило, быстро справляются, быстро реагируют на ситуацию.

Насколько серьёзный был уровень подготовки террористов?
Один из основных показателей подготовки – участие в боевых действиях. Террористы воевали против нас, у них был хороший боевой опыт. Ими руководил хорошо подготовленный нашей советской системой офицер. Они превосходили нас по вооружению, не только по численности.

Какие выводы были сделаны после штурма?
После Будённовска силовые структуры серьёзно пересмотрели свой подход к работе. И когда меня спрашивают, возможно ли повторение таких событий, я говорю – невозможно. Центральное руководство подпольных банд разгромлено.
Сейчас террористы заняты не подготовкой серьёзных терактов, а в основном они спасают свои шкуры, меняя место дислокации. Это стало возможным благодаря активной работе силовых структур.

Сергей Поляков, бывший заместитель руководителя "Альфы"

Что было самым тяжёлым при штурме?
Мы знали, что при наших раскладах штурмовать категорически нельзя, но в то же время понимали, что другого выхода нет. Нам поставили задачу руководители большого ранга, и они тоже были заложниками этой ситуации – и Виктор Ерин, и Сергей Степашин. Они получили приказ от президента Бориса Ельцина. Задача стояла жёсткая – локализовать акцию и террористов уничтожить.

Несмотря на тяжесть поставленной задачи, насколько удалось справиться?
На сто процентов. Были освобождены заложники. Ценой наших трёх убитых товарищей. Ещё двадцать человек были ранены, разная степень тяжести.

Как штурм морально повлиял на террористов?
Шамиль Басаев понял, что с ним шутить никто не собирается, понял, кто ему противодействует. После штурма наступил перелом. Закончилось всё успешно. Сначала Шамиль Басаев выпустил всех женщин, детей. Естественно, никакие их политические требования выполнены не были. Басаев уже стал думать о спасении своей жизни. На кон была поставлена жизнь всех террористов, и они дрогнули, так как понесли очень серьёзные потери. Они поняли, что против них действуют профессионалы, которые не остановятся ни перед чем.

Юрий Дёмин, полковник, ветеран "Альфы"

Соперник был готов к штурму?
В истории мирового терроризма таких массовых захватов заложников, как в Будённовске, не было. А здесь – 1,5 тысячи заложников и 150 боевиков. Плюс такое серьёзное вооружение, начиная от лёгкого стрелкового оружия и заканчивая гранатомётами. Можно сказать, противник подготовился как следует. Каждый из них знал сектор, по которому нужно вести огонь. Были у них и хорошо «пристреленные» снайперские точки – с 300–400 метров они стреляли без промаха. Так, наш сотрудник Дмитрий Бурдяев погиб возле здания детского сада, примерно на том же месте погибли два милиционера, тоже от пуль снайпера.

На какой территории проходила боевая операция?
Всё происходило вокруг больницы. Все подразделения, которые были задействованы, шли с разных сторон. Я тоже участвовал в штурме, нас было пять человек, и мы дошли до стен больницы. Террористы охраняли практически все окна. При этом окна на первом этаже были с решётками, поэтому проникнуть на первый этаж было тяжело, а окна второго этажа были заставлены панцирными сетками от кроватей, плюс ещё заложники стояли на окнах, а террористы вели огонь, прикрываясь ими. Стрелять было практически невозможно. Так что была игра в одни ворота. Они могли стрелять, а мы нет.

Будённовск не забывает атаку Шамиля Басаева