К этому путешествию самый младший потомок Миклухо-Маклая готовился с четырёх лет.
– Никита знает о Папуа – Новой Гвинее больше, чем кто-либо другой, – рассказывает Николай Миклухо-Маклай. – У папуасов есть традиция: они каждый день рассказывают детям истории из своей жизни и таким образом передают свой опыт. Я тоже стал так делать. А поскольку моя жизнь теперь тесно связана с Папуа – Новой Гвинеей, то сын знает и о том, как я собирался в экспедицию и какие были сложности. Конечно, я рассказывал о своей жизни в целом: о первой влюблённости, как первый раз варил пельмени, про хомяка и разбитую люстру. Но так получилось, что историй про папуасов было больше всего. Начал передавать свой опыт, когда Никите было четыре года, получается, что за это время я рассказал ему примерно полторы тысячи историй. Кроме того, я писал книги, снимал фильм "Берег Маклая". Никита всё это видел, а в съёмках даже участвовал. Поэтому люди, с которыми ему предстояло встретиться, были ему знакомы.
Берег Маклая оказался не островом
Отец и сын Миклухо-Маклаи поселились в городе Маданге.
– Оттуда мы совершали путешествия, в том числе и в деревню, где в XIX веке работал этнограф, – продолжает Николай Николаевич. – Старейшины предупредили, что ночевать с ребёнком в сельской местности нельзя: с наступлением темноты появляются комары, можно подхватить малярию.
– Когда мы собирались в деревню, поднялся сильный ветер, погода испортилась, даже молнии были, – вступает в разговор Никита. – Папа раньше добирался на лодке, а ради моей безопасности поехали на машине. Я представлял Берег Маклая по-другому. Думал, что это остров, а вокруг океан. На острове – аллея из домиков, отдельно стоит домик вождя Туя. На берегу – мемориал Миклухо-Маклая. Но оказалось, что Берег – это только маленькая часть большого острова.
Папуасята и самолётики
Никита рассказывает, что общался с местными жителями по-английски.
– Они знают английский, но ещё лучше говорят на своих языках, – поясняет Никита. – Папа считает, что мне надо выучить ток-писин, чтобы мы лучше понимали друг друга. Помню, мы приехали в школу. Меня окружили папуасята, и стало как-то не по себе, даже страшно, я боялся протянуть руку, чтобы поздороваться. Потом я всем сделал самолётики из бумаги, и мы их запустили в знак нашей дружбы. Вместе сходили на ручей. Они меня постоянно рассматривали. А у меня иногда всё двоилось в глазах от яркого солнца и жары.
Никита вместе с местными школьниками поднимал флаг у мемориала этнографа на Берегу Маклая.
– Асель-Туй, потомок того самого первого аборигена, которого учёный встретил в Папуа – Новой Гвинее, выступил перед детьми, – говорит Николай. – Он сказал, что старший Миклухо-Маклай для них много сделал, сейчас много делает младший. Если бы он не приехал, о папуасах никто бы не узнал, в школах бы не появились компьютеры и новые парты. "Я бы хотел, чтобы вы видели, как мы, старейшины, уважаем Миклухо-Маклаев". Так закончил свою речь Асель-Туй и представил им Никиту.
Синг-синг и древесный кенгуру
Специально для отца и сына Миклухо-Маклаев папуасы исполнили танец синг-синг.
– Для них этот языческий танец – как общение с богами, – поясняет Николай Николаевич. – Танцевать и бить в барабаны окам могут только мужчины и мальчики старше 12 лет, которые прошли посвящение в мужчины. Малышам обычно дают только палочки. Меня они считают частью клана, и для восьмилетнего Никиты сделали исключение – ему дали барабан.
– Я два часа бил в барабан, – продолжает Никита. – Очень устал, но останавливаться было нельзя, нам ведь оказали такое уважение. Потом даже руки болели.
С собой Никита увёз много подарков, в том числе настоящие лук и стрелы.
– В одной деревне я учился метать копьё, в другой делал горшок из глины, – говорит Никита. – Ещё в деревне я подружился с древесным кенгуру. Он маленький, белого цвета, оказался совсем ручным. Я бы хотел, чтобы у нас дома такой жил.