Для начала, говорят эксперты рынка, стоит определиться с терминологией: эксклюзив эксклюзиву рознь.

– Наличие индивидуальной сауны или зоны отдыха на эксплуатируемой крыше в проектах массмаркета вы не встретите, – говорит Евгений Ортин, маркетолог-аналитик СРО А "Объединение строителей СПб". – В премиальном же сегменте эксклюзив представлен максимальным количеством редких и уникальных вариантов. Это может быть, например, причал для яхт, сигарный клуб или голосовое управление лифтами. Впрочем, с годами наиболее востребованные и удачные опции становятся всё более распространенными и используются в более бюджетных сегментах жилья. Они могут существенно повысить качество жизни покупателей и сделать её более комфортной.

В проектах комфорт-класса могут быть заложены опции, которые когда-то называли эксклюзивными. В частности, это кладовые, гардеробные, окна в ванной комнате и несколько окон в каждой комнате, постирочные, хобби-румы, распашные двери, ведущие на балкон спальни.

– Необычные опции закладываются застройщиком на этапе разработки концепции жилого комплекса и проектирования, – отмечает Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест". – Какими они будут, зависит от желания и возможностей девелопера. Конечно, чем выше класс недвижимости, тем более оригинальные решения появятся в архитектуре, квартирографии, благоустройстве новостроек.

 

А что на улице?

В проектах благоустройства, по словам Яна Фельдмана, сегодня упор делается на озеленении, зонировании территории, геопластике, разнообразии мест отдыха, мощении дорожек различными природными материалами. Даже в массмаркете могут появляться мостики, беседки, сад камней, декоративные фонари, подсветка территории, удобная уличная мебель.

– В проектах дорогой недвижимости, помимо продуманного зонирования территории с ландшафтным дизайном и различными зонами отдыха, добавятся арт-объекты, скульптуры, декоративные сады и авторские детские площадки, – рассказывает эксперт.

Опции, которые пока мы не можем назвать массовыми, в настоящее время особенно важны, поскольку на перенасыщенном рынке недвижимости их наличие помогает застройщикам найти своего покупателя.

– Клиент ищет комфортную жилую среду, которая бы соответствовала его образу жизни и вдохновляла на развитие. Именно поэтому мы уделяем особое внимание деталям, предлагаем интересные решения, – говорит Анжелика Альшаева, генеральный директор Агентства недвижимости "КВС".

 

Террасы и детские клубы

Среди опций массового сегмента, которые уже доступны в ЖК компании, эксперт называет квартиры с открытыми террасами, планировки с французскими балконами (по сути панорамные окна), трёхметровые потолки на последних этажах домов и два окна на кухне.

– Если говорить о местах общего пользования – общественных пространствах для жильцов, расположенных на первых этажах домов, – то в наших проектах есть коворкинги, детские клубы, библиотеки, зоны ожидания с удобной мебелью, живые растения, – добавляет Ян Фельдман. – Мы также оборудуем туалетные комнаты в парадных, чтобы жителям не надо было подниматься домой, если игра или прогулка на улице затянулась. Колясочные и лапомойки для собак уже стали "маст-хэвом".

Статистика рынка недвижимости

По итогам апреля 2023 года средняя цена квадратного метра в новостройке Петербурга составляет 222,8 тыс. руб. (данные "Бюллетеня недвижимости"). В пику последним годам первичка снова стала дороже вторички и продолжает увеличивать отрыв. Метр на вторичном рынке (новостройки, введённые в эксплуатацию) сегодня обходится в 192,8 тыс. руб.