В Военно-медицинском музее можно оказаться в Европе XVI века и попасть на представление анатомического театра.

Зрители собираются в небольшом комнате, где на столе лежит "труп", а на полках вдоль стен – экспонаты из настоящих человеческих органов. Это современный анатомический театр, где каждый зритель играет свою роль: горожанина, аристократа, художника, студента, профессора или священника. В процессе приходится отвечать на вопросы ведущего и принимать решения.

Мы оказываемся в Европе XVI века, когда публично препарировать трупы было нормой. На наших глазах профессор исследует тело "актрисы" с изуродованными ногами из фильма "Морфий" Алексея Балабанова, параллельно рассказывая об истории анатомических театров. Выглядит ужасающе: муляж мертвеца реалистичный, а медицинские инструменты напоминают строительные.

– Раньше считалось, что в  сосудах течёт воздух, а перекачивает его печень, сердце же считается центром чувств, – рассказала Metro начальник выставочного отдела Военно-медицинского музея Анна Волькович. – Открытия врачей, которые вскрывали трупы, перевернули представления об устройстве мира. Андрей Везалий (врач и анатом, живший в XVI веке. – Прим. ред.) установил, что у женщины и мужчины одинаковое количество рёбер. За это он подвергся преследованию католической церкви.

Сохранить на века

Во время представления зрителям также рассказывают о "консервировании" органов. До наших дней дошли фрагменты тел, которым несколько сотен лет.

– В Средние века был обычай хоронить забальзамированное сердце отдельно от тела, – отмечает Анна Волькович. – Благодаря этому сейчас исследователи могут провести ДНК-анализ тканей и установить, кому именно принадлежат останки.

Учёным пока не удалось восстановить состав, с помощью которого ранее бальзамировали. Сейчас органы сохраняют методом силиконизации: ткани высушивают, а затем наполняют специальной жидкостью, в составе которой есть силикон. Орган выглядит как настоящий, хотя только на 20% состоит из плоти.