Самый скандальный фильм года выходит в прокат. Metro рассказывает, почему премьера добавит очков в копилку противников ленты.

Затянувшаяся атака на "Матильду" со стороны депутата Натальи Поклонской и так называемых православных активистов оказалась двоякой. С одной стороны, авторы ленты сэкономили бюджет (такого хайпа, как теперь модно говорить, вокруг российской кинопродукции давно не было). С другой – защищала общественность ещё не вышедшую картину так же неистово, как оппоненты на неё нападали. И теперь многие вынуждены будут сдать назад.

Впечатления от фильма действительно неоднозначные. На одной чаше весов – зрелище. "Матильда" – это динамичное, местами стремительное повествование, в том числе за счёт специфического монтажа (словно не большое кино, а дорогой попсовый клип), роскошные декорации и костюмы, убедительная игра актёров, сказочная атмосфера, которую гармонично поддерживает саундтрек. Недаром сам маэстро Гергиев убедил американского композитора Марко Белтрами поработать с Учителем.

В противовес внешнему лоску – содержание. Даже при том, что искать в каждой минуте художественного фильма историческую достоверность было бы странно, картина выходит заметной отсебятиной, яркой фантазией и банальной лавстори в декорациях царской эпохи. Учитель вытащил личность Николая II, а мог бы взять абстрактного дворянина.

Местами повествование выглядит вообще как китч, хотя и дорогостоящий. Многие сцены кажутся инородными. К примеру, царь зажигает фейерверки "во искупление" на Ходынском поле, заваленном трупами. Или его будущая жена (Александра Фёдоровна) пытается изгнать конкурентку с помощью запачканных кровью пуантов. Герой Данилы Козловского – безумный поклонник и преследователь Матильды – вообще кажется лишним, не вписывается в канву.

В целом, если хотите, "Матильда" – это костюмированный бал, в котором не стоит искать близкие исторические соответствия, хотя местами очень хочется. Как изучать историю по "Трём мушкетёрам". Но уж чувства верующих картина точно никак не оскорбляет. Здесь вообще нет религии.