Режиссёр Наталья Индейкина, прежде чем приступить к постановке, долго изучала произведения исследователей творчества Александра Сергеевича Пушкина.

– Готовиться можно и должно к постановке по Пушкину всю жизнь, а может, и жизни не хватит, ибо не постигнуть нам такой вершины, – говорит Наталья. – Я читала труды пушкинистов Щеголева, Томашевского, Лотмана, Виноградова и многих других.

Вместе с героями повести участником спектакля станет сам Пушкин. В спектакле автор повести наравне с Германном станет одним из игроков, пытающихся разгадать тайну трёх заветных карт: тройки, семёрки и туза.

Отъявленный картёжник

– Когда мы начинаем читать повесть, замечаем, что там присутствует и сам автор со своей авторской интонацией, – продолжает режиссёр. – Он с самого начала становится непосредственным участником событий. Смотрите, как строится фраза: "Играли в карты у конногвардейца Нарумова". Кто играл? Мы. В круг игроков входит и сам Пушкин. Александр Сергеевич и в жизни был отъявленным картёжником. Как писал современник поэта Пётр Бартенев, Пушкин отдавал значительную долю времени картам. Об этом мы читаем и у самого писателя в письмах к Всеволожскому, Мансурову, Вяземскому. Он постоянно делал долги, тратил много времени на поиск средств и вёл долгие переговоры об отсрочке платежей.

Согласно историческим документам, известный игрок Яковлев получил свои деньги уже после смерти поэта из государственной казны. А всего Николай I выплатил  карточных долгов Пушкина в размере 120 тыс. рублей.

– Есть ещё такой момент: мне показалось, что автор может непосредственно столкнуться со своим героем Германном, – говорит Наталья. – И если не предотвратить его печальный конец, то хотя бы предупредить. Пушкин наверняка понимал, куда может привести главного героя его судьба. Ведь Германн по сути своей – неудавшийся Наполеон. Он заранее знал, что может выиграть, заключив договор с дьяволом. Но если договариваешься с дьяволом, тебя ждёт наказание. Что, собственно, и произошло.

Германн уйдёт под лёд

В спектакле заняты актёры театра "Балтийский дом". В отличие от героев повести, Пушкин будет проходить под именем "Некто в крылатке", сыграет его молодой актёр Иван Капорин. В спектакле используются письма и дневники поэта. Сценография выполнена петербургской художницей, номинантом премии "Золотая маска" Еленой Вершининой.

– Елене очень точно удалось воплотить художественный образ произведения: "скошенность" идеи, которая изводит главного героя Германна, – говорит режиссёр Наталья Индейкина. – Декорации тоже будут как бы скошены. На сцену положат специальный половик, напоминающий весенний вздыбленный лёд на Неве. Ведь идея Германна напоминает  хрупкий лёд. Если побежишь по нему, можно провалиться и утонуть. И Германн "утонул", ушёл "под лёд"…

"Золотой Петушок" и другие

Новый сезон в Театре-фестивале "Балтийский дом" откроется завтра, 4 августа. А 225-летие Александра Сергеевича Пушкина начнут отмечать 2 сентября премьерой спектакля "Пиковая дама". Это не единственная постановка, посвящённая юбиляру. Театр готовится поставить в этом сезоне спектакль "Золотой Петушок". Кстати, сама история о Золотом Петушке была опубликована в 1834 году – почти 190 лет назад, так что премьера станет вдвойне юбилейной.

В июне 2024 года Театр-фестиваль "Балтийский дом" впервые проведёт театральный фестиваль "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", посвящённый современным сценическим интерпретациям текстов русского классика на петербургской сцене.