Через созерцание картин и скульптур посетителей выводят на разговор о сокровенном.

Сеанс арт-медиации начинается с экспозиции итальянских футуристов. Посетителей подводят к мировому шедевру – бронзовой скульптуре Умберто Боччони "Уникальные формы непрерывности в пространстве". Однако ведущий начинает не со скандирования исторической справки, а с вопросов к посетителям: "Что вам напоминает эта работа?", "На что похожа эта фигура?", "Что замечаете в ней странного?". Публика неохотно, но идёт на диалог.

– Это человек, и он будто в огне, – предполагает один участник.
– У нас в Питере дождливо и ветрено. Очень похоже, что на него дует ветер, – высказывается другой.
– Возникают ассоциации с войной, – говорит третий.

Выслушав все варианты, ведущий дополняет рассказ фактами.

– Всё, что вы чувствуете, неспроста. Это предвоенная работа, – говорит куратор программы и медиатор Алексей Бойко. – 1913 год в Европе – год всеобщего счастья, удовольствия жизни. Но художники в России и Италии создают такие "пламенеющие" работы, военно-предвосхищающие события будущего.

Скульптура Боччони - предвестник военных событий 20 века.

Скульптура Боччони - предвестник военных событий 20 века.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Футуристы про киберлюдей

Информацию гид выдает маленькими порциями. Отчего становится ещё интереснее. Ведущий непрерывно задает наводящие вопросы, подводя посетителей к главному смыслу работ. Футуризм считается пророческим направлением в искусстве. В творениях художников начала XX века считываются события, которые потрясли человечество лишь по прошествии нескольких лет. Но бронзовая скульптура Боччони – не только предвестник войны. В громоздких и механических формах можно уловить зачатки киберлюдей.

– Эта фигура действительно напоминает трансформера, – говорит Алексей Бойко. – Но уверяю вас, автор Умберто Боччони не проектировал роботов. Итальянский футурист к этому не имеет отношения.

Формы "железного человека" напоминают трансформера.

Формы "железного человека" напоминают трансформера.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Гранит искусства постигают чувствами

Арт-медиация состоит из двух частей. После разбора ещё двух работ итальянцев – "Портрет Филиппо-Томмазо Маринетти" и "Плотность тумана" – группа движется в зал с произведениями русских футуристов. Знакомство с творчеством художников идёт исключительно через ощущения. И возникающие чувства не подводят гостей, обнажая символы, заложенные авторами в картины.

- В нижнем правом углу мы видим что-то похожее на самолёты. В то время был как раз рассвет авиации, – поясняет Бойко. – А по центру – всадник прогресса.

Русский менталитет

Обязательное условие арт-медиации – в составе группы должно быть не больше 15 человек. Иначе не у всех будет возможность высказаться. А вот временным прогнозам мероприятие не поддаётся, делится представитель Русского музея. Оно может завершиться за 10 минут, а может растянуться на 2 часа. Тут всё зависит от открытости публики, её готовности идти на диалог.

– Есть особенность нашей страны по сравнению с опытом европейских и американских музеев. У нас очень сложно "раскочегарить" людей, создать ситуацию, когда люди не боятся идти на разговор. Доверительность публики является очень сложным стартовым условием арт-медиации, – поясняет Алексей Бойко.

На первой арт-медиации в Михайловском дворце посетители расшифровывали работы футуристов.

На первой арт-медиации в Михайловском дворце посетители расшифровывали работы футуристов.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Яркие впечатления

Однако в эмоциональной составляющей кроется главное преимущество перед традиционными экскурсиями. Зачастую "тирада" экскурсовода забывается сразу по выходе из музея. Благодаря интерактивной форме информация проживается и запоминается гораздо лучше.

– Экскурсия построена таким образом, что экскурсовод рассказывает об истории создания произведений, концепции, и зачастую эта информация у вас не оседает, вы её теряете. Наша задача в рамках арт-медиации – чтобы был диалог, чтобы это был разговор на равных. Очень важно, чтобы эмоциональная составляющая превалировала. Вспомнить, увидеть, почувствовать, – объясняет заместитель генерального директора Русского музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.

Пока арт-медиации запущены в тестовом режиме – важно понять, насколько интересен такой формат петербуржцам. К слову, на первое мероприятие все билеты уже раскуплены.